Трудно припомнить, когда в последний раз на саммите НАТО столь явно чувствовался военный дух. На территорию комплекса, в котором проходил саммит, завезли танки, у входа — в качестве приманки для любопытных — установили макет военного самолета в натуральную величину. Бутафория, подчеркивающая непринужденное отношение британцев ко всему военному, между тем ясно показывает: НАТО снова возвращается к выполнению своей главной задачи — военного оборонительного союза.
Происходит это под давлением извне, в ситуации, когда практически не остается другого выбора. Некоторые страны-участницы НАТО вновь начинают использовать понятия, такие как «сдерживание путем устрашения», которые неизбежно вызывают воспоминания о языке времен холодной войны. С другой стороны, а что еще остается военному альянсу, если на востоке Европы новый-старый противник в отношениях с соседями делает ставку на военную силу и насильственным путем изменяет границы?
Ответ Североатлантического альянса заключается пока в разработке плана боеготовности, который в первую очередь должен успокоить восточноевропейские станы НАТО. Так называемая «доктрина Путина» вызывает немалое беспокойство в Таллине и Риге. Россия оставляет за собой право вмешиваться в дела других стран для защиты русскоязычных меньшинств. На примере Крыма можно проследить, как именно работает такая «защита», и к чему она приводит. В Эстонии и Латвии высокая численность русскоязычного населения, а повод для «защиты» в Кремле придумать смогут всегда.
Однако силы быстрого реагирования НАТО не решат проблему безопасности в Восточной Европе. Самое большое, что они смогут — так это обеспечить защиту от так называемых «зеленых человечков» без знаков отличия, которые небольшими группами проникают на территорию соседнего государства. Военные НАТО знают слишком хорошо, что если начнутся военные действия с участием регулярной российской армии, альянс не сможет обеспечить полноценную защиту стран Балтии. Назрела необходимость разработки совершенно новой стратегии.
Нынешняя оборонная стратегия НАТО основывается на том простом предположении, что президент России уважает и считается с границами альянса. Другими словами: руководство в Москве осознает, что члены альянса готовы оказывать друг другу военную поддержку, закрепленную в 5-й статье договора НАТО.
Но что, если Путин решится попробовать «на зуб» 5-ю статью, неважно, будет ли это снова проведенное «нетрадиционным» способом вторжение или воздушно-десантная операция. Погибнуть за Таллин? Ответный ядерный удар за Ригу? Это не просто теоретические вопросы, и раздаются они не только со стороны пацифистских движений. Этими вопросами задается НАТО. И создание корпуса быстрого реагирования не дает ответа на них.
А что же Украина? На саммите НАТО не поскупились на торжественные обещания, демонстрацию солидарности и символические уверения в поддержке Киева. Однако в итоге в конфликте с Россией Украина остается предоставленной самой себе. Настоящую военную поддержку НАТО предложить не может: Украина находится по другую сторону границ альянса. И можно быть уверенным — Путин отлично это понимает.