В воскресенье, 2 ноября, Румыния выбирала президента. Главный итог нынешних выборов — вовсе не в том, что страна не смогла определиться с кандидатурой нового президента в первом туре и 16 ноября избирателям придется повторно выйти к урнам для голосования. Это, скорее, уже местная традиция.
Главный их итог — громкий скандал. Несмотря на то, что на нынешних выборах было открыто рекордное число зарубежных избирательных участков — 294, воскресное голосование в Румынии уже вошло в историю огромными очередями к избирательным участкам в целом ряде европейских столиц, протестами так и не сумевших проголосовать представителей румынской диаспоры и даже участием французской полиции в наведении порядка на избирательном участке в Париже.
Румынские СМИ обвинили власти в сознательном препятствовании голосованию за рубежом, поскольку большинство проживающих там румын, согласно опросам, являются противниками политики кандидата в президенты №1, премьер-министра Виктора Понты.
Теперь политические противники действующего премьера, включая президента Траяна Бэсеску, требуют отставки министра иностранных дел Титуса Корлэцяна и министра-делегата по связям с диаспорой Богдана Станоевича, как не справившихся с обеспечением электорального процесса за рубежом.
Понта-Йоханнис: дуэль состоится 16 ноября
В этом году на пост президента Румынии претендовало 14 кандидатов, в том числе две женщины — лидер пропрезидентского «Народного движения» Елена Удря и небезызвестная в Молдавии европарламентарий Моника Маковей — в качестве независимого кандидата.
Впрочем, исход предвыборной гонки был предопределен практически изначально. Согласно июльскому соцопросу, проведенному центром политических исследований CSCI, если бы президентские выборы в Румынии состоялись в ближайшие выходные, то победу в первом туре голосования одержали бы нынешний премьер-министр от правящих социал-демократов Виктор Понта с результатом в 41% и лидер Национал-либеральной партии, мэр города Сибиу Клаус Йоханнис с 28% голосов. Третье место с 10% социологи давали председателю Сената Кэлину Попеску-Тэричану.
Результаты первого тура президентских выборов от 2 ноября не слишком отличаются от результатов летнего опроса общественного мнения. По данным экзит-поллов, которые были обнародованы сразу же после завершения голосования, Виктор Понта получил 40-41%, Йоханнис — 31-32%. По итогам обработки 98,3% протоколов, нынешний премьер-министр набрал 40,33% голосов, Клаус Йоханнис — 30,44%. А для того, чтобы президент был избран уже в первом туре, одному из кандидатов нужно было набрать не менее 50% голосов.
Подсчет оставшихся бюллетеней вряд ли внесет существенные изменения в данный расклад. Таким образом, Виктор Понта и Клаус Йоханнис встретятся во втором туре президентских выборов, который состоится 16 ноября. Кстати, согласно июльскому соцопросу CSCI, в случае проведения второго тура выборов с участием Понты и Йоханниса, 55% респондентов выразили готовность проголосовать за премьер-министра, а 45% — за лидера национал-либералов.
Понта-Йоханнис: геополитическое противостояние
Для Запада в лице Берлина и Вашингтона на фоне опасений «путинизации» Восточной Европы (как это произошло с Венгрией и Болгарией) на посту будущего президента Румынии гораздо предпочтительней Клаус Йоханнис — этнический немец и потомок трансильванских саксов, нежели Виктор Понта.
Во-первых, Понта, хоть и является сторонником интеграции страны в ЕС и стратегического сотрудничества с США, одновременно настаивает на усилении экономической ориентации Румынии на восток, выступая за пересмотр отношений с Россией, Китаем и Турцией.
Во-вторых, победа Понты — кандидата от крупнейшей партии страны (СДП), как считают эксперты, приведет к утверждению у власти сильного президента, который может сохранить контроль над парламентским большинством и, соответственно, над правительством.
«Победа Виктора Понты на президентских выборах означала бы, что его партия, которая с 2012 года обладает большинством голосов в парламенте, позволяющим вносить поправки в конституцию страны, получит практически неограниченную власть.
Президент определяет в Румынии не только внутреннюю и внешнюю политику, он также отвечает за назначение на ключевые посты в прокуратуре. Таким образом, может случиться, что он будет контролировать как исполнительную, так и законодательную власть в стране, а также спецслужбы и систему правосудия», — говорилось в одном из материалов немецкого телеканала Deutsche Welle, очень активно критиковавшего Виктора Понту на протяжении всей предвыборной кампании и не скрывавшего симпатии к Клаусу Йоханнису.
За спиной Йоханниса, который почти безупречно управлял своим городом, и имеет имидж уравновешенного политика, не склонного к словесным заносам, не стоит столь сильная партия. Его кандидатуру на пост президента предложили два оппозиционных политформирования — Национал-либеральная и Либерально-демократическая партии. То есть, в этом раскладе уже имеется система сдержек и противовесов, которая не позволит новому президенту, если им станет нынешний мэр Сибиу, оказывать определяющее влияние на политическую жизнь страны, как в случае с Понтой.
В ходе предвыборной гонки кандидаты в президенты Румынии №1 и №2 не раз обменивались точечными «геополитическими» уколами. Виктор Понта назвал Клауса Йоханниса «агентом немецкой разведки» и «троянским конем, засланным Ангелой Меркель», позиционируя себя, как «православный румын» на фоне иностранца и протестанта Йоханниса. В румынской прессе даже развернулась дискуссия на тему «Созрела ли страна к избранию президента-не румына?».
Оппоненты в свою очередь, активно стали раскручивать образ Виктора Понты, как «кандидата Кремля» и бывшего агента Службы внешней разведки Румынии под прикрытием, чему он якобы в итоге и обязан своей карьерой.
Первым «разоблачил» шпионскую деятельность действующего премьера его «заклятый» противник Траян Бэсеску. Клаус Йоханнис тут же потребовал от Понты объясниться перед нацией. Ряд конкурентов на выборах воспользовались откровениями Бэсеску, чтобы потребовать исключения Виктора Понты из предвыборной гонки. А верная соратница Траяна Бэсеску Елена Удря еще и заявила о необходимости отставки Понты с должности премьер-министра.
Политические аналитики не исключают, что недавняя история с масштабными обысками и уголовным делом об уклонении от уплаты налогов и отмывании денег в отношении российской компании ЛУКОЙЛ в Румынии — из той же оперы. И за всем этим стоит Траян Бэсеску, главная цель которого заключалась в очернении Виктора Понты и обвинении его в «связях с Москвой».
Когда действующий премьер отказался по требованию президента национализировать принадлежащий ЛУКОЙЛу нефтеперерабатывающий завод «Петротел» в Плоешть («Компании не уходят из страны лишь потому, что у президента вдруг разыгрались нервы»), противники Понты стали активно раскручивать мысль, что «между Путиным и румынами Понта выбрал Путина» и «то, что он делает, называется национальным предательством».
В итоге после целого ряда «разоблачительных» скандалов, Виктор Понята моментально усилил свою антироссийскую риторику. В том числе публично вступив в полемику с российским МИДом по поводу объявленного румынским премьером грядущего поглощения Молдавии Румынией.
Понта-Йоханнис: молдавское противостояние
В предвыборных кампаниях почти всех кандидатов в президенты Румынии очень четко прослеживаются предвыборные послания «для внутреннего пользования» и «на вынос» — для молдавской части румынского электората.
Посылы «на вынос» особым разнообразием не отличаются и построены на идеях унионизма. Виктор Понта, выступая в сентябре на партийном форуме в Алба Юлии, объявил «второе великое объединение румынских земель» своей главной целью в случае победы на президентских выборах 2 ноября. Повторение «великого объединения», по его словам, должно состояться к 2018 году. А накануне дня выборов жители Румынии и РМ стали получать смс-сообщения от действующего премьера с призывом голосовать за него, чтобы ускорить объединение Румынии и Молдавии.
Клаус Йоханнис тоже считает объединение с РМ «необходимостью»: такой шаг, по его мнению, поможет Молдавии не только быстрее вступить в Евросоюз, но и защитить себя от потенциальной агрессии со стороны России. Однако унионистские призывы мэра Сибиу не столь радикальны, как у его соперников. Как объявил Йоханнис, жители Молдавии должны сами захотеть такого объединения и румынские власти не должны силой заставлять их воссоединиться с соседним государством.
В предвыборной кампании кандидатов в президенты Румынии среди молдавской части румынского электората тоже не обошлось без внешнего влияния.
Либерально-демократическая партия Молдавии на протяжении всей предвыборной гонки поддерживала кандидатуру Клауса Йоханниса. Во-первых, молдавские либерал-демократы и румынские национал-либералы (партия Йоханниса) входят в Европейскую народную партию. В ЕНП входит и партия немецкого канцлера Ангелы Меркель. По слухам, в ходе недавнего форума ЕНП Меркель настойчиво рекомендовала Филату поддержать в ходе президентских выборов в Румынии кандидатуру Клауса Йоханниса.
Владимир Филат просьбу Ангелы Меркель выполнил. «На протяжении всей кампании поддерживал Клауса Йоханниса — кандидата Христианско-либерального альянса, входящего в большую семью ЕНП. Призываю всех молдаван, у которыхесть румынское гражданство, пойти на выборы и проголосовать за «Румынию хорошо сделанного дела» (предвыборный посыл Йоханниса — прим. ред.)! Не будь безразличным, каждый голос имеет значение!», — написал накануне 2 ноября в социальных сетях лидер ЛДПМ.
Правда, предвыборную позицию партии в глазах официального Берлина значительно подпортил первый вице-председатель ЛДПМ, премьер-министр Юрий Лянкэ, который, вместо безоговорочной поддержки Клауса Йоханниса, съездил в Бухарест на предвыборный митинг Виктора Понты. Что чуть было не обернулось исключением Лянкэ из ЛДПМ за «нарушение партийной дисциплины».
В свою очередь, Виктора Понту в Молдавии негласно поддерживала и поддерживает Демократическая партия, которая давно уже тесно связана с Социал-демократической партией Румынии. Они партнеры по Социалистическому интернационалу, а в 2011 году,еще будучи в оппозиции, лидер СДПР Виктор Понта приезжал в Кишинев по приглашению лидера ДПМ Мариана Лупу.
На негласную поддержку Понты со стороны ДПМ в ходе нынешних выборов указывает хотя бы то, что председатель Демпартии Мариан Лупу жестко раскритиковал Елену Удря за запущенную ею унионистскую кампанию, расценив ее, как «оскорбление в адрес нашего государства». Но при этом лидер демократов абсолютно индифферентно отнесся к намерению Виктора Понты совершить «второе великое объединение румынских земель» к 2018 году.
Впрочем, несмотря на где гласную, а где закулисную поддержку некоторых кандидатов в президенты Румынии, а также очереди на избирательных участках в Кишиневе, явка молдавских обладателей румынских паспортов на президентских выборах 2 ноября была достаточно низкой. К урнам для голосования в РМ вышло всего 22 тыс. человек. В то время как обладателями румынского гражданства, по различным данным, являются от 300 до 400 тысяч граждан Республики Молдова.