В Санкт-Петербурге начало работу местное отделение общественной организации «Открытая Россия». На ближайшее воскресенье, 7 декабря, в отеле Holiday Inn запланировано проведение телемоста с основателем «Открытой России» Михаилом Ходорковским. Главной его темой будет обсуждение стратегии оппозиционных сил в России в период избирательных кампаний.
Состоявшиеся 14 сентября этого года выборы в местные органы власти, по мнению организаторов воскресной акции, прошли с беспрецедентными нарушениями, в числе которых активисты «Открытой России» называют физическое недопущение кандидатов к подаче документов, отказы в регистрации и массовое досрочное голосование. В этой связи устроители телемоста ставят вопрос: нужно ли в сложившихся условиях участвовать в выборах (собирать подписи, вести агитацию, организовывать наблюдение), или лучше их бойкотировать? Корреспондент DW побеседовал с некоторыми устроителями акции и ее потенциальными участниками о том, на какой общественный резонанс они рассчитывают.
Достучаться до рабочего «Уралвагонзавода»
Костяк «Открытой России» в Санкт-Петербурге составляют члены РПР-Парнас и Гражданской платформы, а также беспартийные активисты, заявившие о себе в ходе протестных акций конца 2011 — первой половины 2012 годов. В их числе был и Михаил Роскин, являющийся одним из организаторов предстоящего телемоста.
Прежде всего Роскин заметил, что среди участников диалога в Holiday Inn, как он ожидает, будут в основном сочувствующие либеральной оппозиции. «В идеале наша акция станет примером создания альтернативных площадок для диалога, где могут собираться люди с различными взглядами, а не только провластные эксперты», — поясняет один из координаторов «Открытой России» в Санкт-Петербурге.
Роскин добавляет, что по итогам предстоящей акции он не надеется как-либо изменить общественные настроения: «Все-таки, Ходорковский — это такая личность, которая делит политически активных людей на два лагеря — тех, кто поддерживает нынешнюю власть, и тех, кто против нее», — подчеркивает собеседник DW.
Несколько по-другому видит ситуацию председатель петербургского отделения РПР-Парнас Андрей Пивоваров. По его мнению, социологические данные о 86% поддержки политики Владимира Путина — это миф. «Нам постоянно говорят о высоком рейтинге действующей власти, и многие люди в это верят, но в связи с ухудшающейся экономической обстановкой настроения меняются. И нам важно объяснить условному рабочему "Уралвагонзавода", почему властям нужен его голос, но при этом их не интересует его жизненный уровень», — отмечает Пивоваров.
Цель — выборы 2016 года
Андрей Пивоваров также рассказал, что мероприятия, подобные предстоящему телемосту будут проводиться ежемесячно. «Мы бы хотели создать в хорошем смысле слова "тусовку" для людей, которые интересуются происходящими в стране политическими процессами», — поделился планами лидер местного отделения РПР-Парнас. И добавил, что все места в зале, где будет организован телемост с Ходорковским, были зарезервированы за неделю до проведения акции. «В следующий раз мы попробуем найти более вместительное помещение», — пообещал координатор акции.
Среди тех, кто выразил готовность прийти на телемост, оказался и председатель комиссии по образованию, культуре и науке городского Законодательного собрания Санкт-Петербурга Максим Резник. Свой интерес к предстоящей акции Резник в беседе с корреспондентом DW объяснил тем, что, по его мнению, «Ходорковский символизирует отношение свободной части общества к тому режиму, который сложился в России».
Кроме того, депутат петербургского парламента отметил, что ему «просто интересно побеседовать с человеком, обладающим незаурядным интеллектом». Наконец, по мнению политика, предстоящий телемост имеет символическое значение. «Если ты выступаешь за свободу в России, то на такие мероприятия следует ходить, даже если не получится лично побеседовать с Михаилом Ходорковским», — убежден Максим Резник.
Подводя итог, депутат заксобрания Санкт-Петербурга подчеркнул, что просветительские акции «Открытой России», как он надеется, помогут изменить политический расклад в органах местной и федеральной законодательной власти после осени 2016 года.