Тот факт, что казахстанская национальная валюта держится из последних сил против крепчающего на глазах доллара и снижающейся, пусть и с меньшей скоростью, чем раньше, мировой ценой на нефть, понимают в Казахстане уже все без исключения — от олигархов до пенсионеров.
Жесточайший экономический кризис 90-х годов приучил народ не надеяться на государство. Поэтому казахстанцы от мала до велика, хотя и не позволяют себе публично протестовать против нынешней экономической политики Акорды, тем не менее готовятся к худшему. То есть — к очередной «корректировке» курса тенге не в свою пользу.
В результате спрос на наличную иностранную валюту, прежде всего американскую, вырос по всей стране. И если в Алма-Ате и Астане в обменных пунктах наличные доллары США и евро еще есть, то в областных центрах, особенно прилегающих к российско-казахстанской границе, с ними уже проблемы. А в районах вообще пусто.
Причем если в банковские обменные пункты наличная валюта поступает, пусть и в недостаточном объеме, которого хватает только на два-три часа работы, то небанковские обменники сидят на голодном пайке, продавая только то, что сдают граждане. Ну а те делают это сейчас только в крайнем случае.
Поскольку статистика биржевого и внебиржевого рынков иностранной валюты, а также покупок и продаж обменными пунктами в декабре 2014 года будет доступна только в январе 2015 года, для оценки ситуации на внутреннем валютном рынке мы решили воспользоваться информацией KASE о биржевой торговле долларом США.
Сразу оговоримся, что поскольку часть цифр мы взяли из »Результатов торгов иностранными валютами» за соответствующий день, а часть были вынуждены заимствовать из отдельных пресс-релизов об итогах утренних, дневных и вечерних торговых сессий, то возможны ошибки и неточности. Но это не наша вина, а результат того, что KASE, видимо, корректирует ранее опубликованные данные об итогах сессий.
Для облегчения восприятия массы цифр нашими читателями мы подготовили таблицу. Сразу оговоримся, что по датам, обозначенным одной звездочкой, данные взяты из отдельных пресс-релизов об итогах сессий, двумя звездочками — из сводных «Результатов торгов иностранными валютами» за соответствующий день.
Кроме того, хотим предупредить, что в справочной части таблицы данные об оборотах спот-рынка и своп-рынка включают в себя все биржевые сделки с иностранными валютами, то есть с долларом, евро, российским рублем и китайским юанем. Тогда как данные первой части таблицы касаются только торгов долларом США.
За первые 21 день декабря рабочих дней благодаря дням первого президента и независимости Казахстана было всего 12. Однако биржевой оборот по доллару за эти 12 дней уже превысил показатели всего ноября. На спот-рынке превышение составило 1286,45 миллиона долларов, или 16,1%, на своп-рынке — 7095,6 миллиона долларов, или 110,8%.
В целом биржевой оборот по американской валюте за 12 из 20 рабочих дней декабря 2014 года составил 21471,55 миллиона долларов против 13320,5 миллиона долларов за ноябрь и 13213,1 миллиона долларов в среднем ежемесячно за январь-ноябрь. То есть рост к предыдущему месяцу сложился в размере 8151,5 доллара. К среднемесячному обороту с начала года — 8258,45 миллиона долларов.
Напомним нашим читателям, что это несколько заниженные значения, поскольку оборот за первые 12 дней декабря 2014 года посчитан только по доллару, а справочные данные за ноябрь и в среднем за январь-ноябрь включают обороты по всем торгуемым на KASE иностранным валютам.
То есть на биржевом валютном рынке Казахстана в декабре начался «шторм», который вызван не только объективными внешними факторами, но и откровенным провалом экономической политики Акорды, системными недостатками казахстанской экономики и политической системы, ошибками отдельных управленцев, в первую очередь премьер-министра РК Карима Масимова и председателя Нацбанка РК Кайрата Келимбетова.
Однако худшее еще впереди. Судя по объемам и динамике операций валютного свопа Нацбанк РК активно подкрепляет казахстанские банки долларами США. Но он это может делать за счет или собственных валютных резервов, или активов Национального фонда РК. Других вариантов просто нет.
Если выяснится, что на конец декабря 2014 года размер золотовалютных резервов Нацбанка РК сократился на 8—10 миллиардов долларов, то »плотину» может прорвать, и тогда Нурсултану Назарбаеву придется санкционировать, в интересах народа, конечно, очередную корректировку курса тенге, но уже не к отметке 230 тенге за доллар, а выше, с запасом.
Лично мы предполагаем, что новый курсовой коридор будет 250—260 тенге за доллар США, поскольку именно при таких значениях государственный бюджет сохранит плановые параметры и сможет профинансировать социальные расходы, формально не урезая их.
Понятно, что следствием такого решения Акорды станет всплеск инфляции, сокращение импорта, ухудшение социального самочувствия подавляющего большинства казахстанцев, но противопоставить такому развитию событий наши власти могут только очередную порцию миллиардов долларов из средств Нацфонда РК. Пойдет ли на это Назарбаева? Сильно сомневаемся.