За шесть месяцев своего пребывания на посту председателя ЕС Италия с точки зрения экономической политики запомнилась, прежде всего, своим брюзжанием, бездействием и перекладыванием вины на других. Правительство социал-демократа Маттео Ренци не справилось с проведением практически никаких структурных реформ. Вместо этого Италия обвиняла Германию и другие ориентированные на стабильность страны ЕС в том, что они душат европейскую экономику своей политикой жесткой бюджетной экономии.
Похоже, девизом Ренци стало: «Если бы мы только могли инвестировать без оглядки на сдерживающие стабилизационные критерии (под этим понимается простая трата денег, причем, желательно, не своих), то у нас и у всей Европы дела шли бы гораздо лучше». Как будто не именно эта, проводимая десятилетиями, политика веселого кутежа за счет будущих поколений привела к сегодняшним проблемам. На сегодня среди стран ЕС крупнейший госдолг (в процентах по отношению к ВВП. — Ред.) — именно у Италии, наряду с лидером этого списка — Грецией.
Угроза застоя или даже рецессии
Параллели межу Грецией и Италией прослеживаются еще в одном пункте. После того, как парламент Греции так и не смог выбрать президента, перед страной встала необходимость проведения досрочных парламентских выборов, которые, в свою очередь, могут привести к формированию в Афинах левого правительства. Лидер Коалиции радикальных левых сил (СИРИЗА) Алексис Ципрас уже заявил, что если он придет к власти, это будет означать конец политике жесткой экономии.
А подобный исход выборов, согласно последним опросам, представляется вполне возможным. Одному лишь богу известно, что произойдет в таком случае со всей системой международной финансовой помощи, благодаря которой Греция избежала банкротства и получила в свое время 240 млрд евро.
В Италии дела обстоят не столь драматично уже просто потому, что страна до сих пор обходилась без помощи извне. Однако после того, как итальянский президент Джорджо Наполитано в связи с преклонным возрастом решил досрочно уйти в отставку, Италия может оказаться в долгосрочном политическом тупике — и это страна, в которой подобные тупики далеко не редкость. Такое развитие событий просто не по карману Италии, и без того уставшей от реформ.
Балтика полностью вошла в еврозону
Совсем иное настроение царит в двух странах на севере Европы, попавших в эти дни на первые полосы газет: Латвия с 1 января занимает пост председателя ЕС, а соседняя Литва перешла на евро. Вместе с Эстонией в еврозону теперь входят все три государства Балтии, и это при том, что в разгар долгового кризиса многие поспешили списать европейский валютный союз со счетов.
Латвия: год с общеевропейской валютой
Введение в обращение евро в Латвии, Литве и Эстонии стало возможным лишь благодаря позитивным бюджетным и экономическим показателям. Евро не свалилось на страны Балтии с неба — введению общеевропейской валюты предшествовала жесткая политика консолидации, которая была проведена собственными силами, без финансовой помощи ЕС. Сегодня экономика этих трех стран здоровее, чем в докризисное время. Жертвы стоили того.
Замечания из Берлина, словно красная тряпка
Главным приоритетом Латвии на время председательства в ЕС станет создание новых рабочих мест и экономический рост в Европе. Однако в отличие от итальянского подхода, Латвия делает ставку, прежде всего, на рост конкурентоспособности. Подобное непростое решение напрашивается само собой.
В случае Италии, Греции, и даже Франции складывается впечатление, что эти страны воспринимают малейшие рекомендации извне — идет ли речь о бюджетной дисциплине, структурных реформах или росте конкуренции — как неуместное и излишнее вмешательство. При этом демонстрируя особое раздражение, когда такие замечания поступают из Берлина. Северные же страны ЕС слишком малы для того, чтобы их можно было бы заподозрить в стремлении к доминированию. Они вполне самодостаточны и именно поэтому так важны для Европы.