В Совете Европы депутат от Македонии проголосовал за лишение России права голоса. Этим самым, хочет ли это кто-то признавать или нет, была ясно обозначена позиция по вопросу санкций против России. Лишение российской делегации права голоса в ПАСЕ является, по сути, частью европейского санкционного давления на Россию. В общественной среде сразу разгорелись дебаты по поводу того, чья точка зрения была выражена в Совете Европы, партийная или государственная.
В условиях неясности с полномочиями делегата, равно как и с позицией партии, к которой он принадлежит, и государства, которое он представляет, делегат от Македонии мотивировал свой голос тем, что в ПАСЕ позиция формируется, как правило, партийными фракциями, а не странами-членами. Позицию в поддержку лишения России права голоса заняла Европейская народная партия, с которой солидаризировались также фракции европейских демократов, социалистов и либералов. Однако в македонской общественности голосование своего делегата как члена правящей партии воспринимается как внешнеполитическая позиция государства. Но даже если это так, нашей общественности неизвестна четкая позиция по вынесенному на голосование вопросу, другими словами позиция Македонии в отношении России: в силу определенных соображений Македония в этом вопросе пока колеблется.
Как же разрешить эту дилемму?
Примечателен тот факт, что уже не первый раз при принятии внешнеполитических решений, которые могут иметь далеко идущие последствия для нашего государства, отсутствует выстроенная однозначная позиция, о которой общество должно иметь представление, поскольку это касается ключевых вопросов государственной важности. Так, в Организации Объединенных Наций мы воздержались при голосовании по резолюции об осуждении неонацизма, высказались против независимости Палестины.
После всего этого просто нельзя не задаться вопросом: проводит ли Македония свою собственную, независимую политику, во главе угла которой долгосрочные интересы государства, собственный план развития страны, какая-то стратегия, или же мы действуем от случая к случаю? Или, может быть, следуем чужим решениям? Пора, наконец, понять разницу между «следовать» и «проводить». Она, эта разница, — огромна. Когда вы следуете в русле чьей-то чужой политики, то своей политики у вас, значит, просто нет.
Политики избираются гражданами и в принципе должны отстаивать интересы своих избирателей. Подстраиваясь же под чужую политику, с точки зрения собственных сограждан они де-факто служат другому государству. Коли так, то македонские политические деятели, когда просят мандат у народа, должны честно сказать избирателям: голосуя за нас, вы, по сути, голосуете за Германию, Италию, Албанию, Грецию, США или кого угодно еще. Поскольку, мол, мы намерены следовать чужим подходам в международной политике. Ничего такого, однако, публично до сих пор никто не заявлял, ни из правящих партий, ни из оппозиции. Сейчас молчать непозволительно.
Подобные шаги, недостаточно скоординированные и продуманные, но предпринимаемые с такой легкостью, могут привести к тому, что государство окажется в вассальной зависимости и попадет под чужое влияние. При «политике следования» крайне велика вероятность того, что мы окажемся в числе самых безнадежных неудачников. Национальная и государственная политика — это отражение интересов граждан, которые голосуют на выборах. Если же мы нашу внешнюю политику строим на следовании в чужом фарватере, то возникает ключевой вопрос: не получится ли так, что из-за чужих ошибок страдать и извиняться потом будет наша страна? Гражданам необходим ответ.