Москва — Проправительственное шествие в Москве в субботу, 21 февраля, приуроченное к годовщине украинских событий, было действительно массовым: организаторы заявляли о 50 тысячах участников, столичная полиция оценила их количество в 35 тысяч. Площадь Революции, конечная точка шествия, даже не вместила всех участников. Когда возле стен Кремля уже митинговали, колонны демонстрантов еще двигались по Страстному бульвару и по улице Петровка, мимо Высоко-Петровского монастыря, Музея ГУЛАГа, а также ЦУМа, витрины которого обещали москвичам «европейские цены».
«Пригодится на 9 мая»
«Давай я тебя сфотографирую, а ты — меня! Будет что представить на работе», — сказала в самом начале митинга одна воспитательница детского сада другой. «А куда тут нужно записываться? Должны же всех регистрировать», — спросила третья женщина. «А что у меня на флаге написано? Прочитай!» На флаге была аббревиатура НОД — «Национально-освободительное движение». На вопрос, какую нацию и от кого они собираются освобождать, женщины ответили «нашу» и «от фашистов». Организаторы мероприятия раздавали всем желающим георгиевские ленточки. Воспитательницы взяли сразу несколько, про запас: «Пригодится детям на 9 мая».
Вообще аббревиатур на митинге было много — многие из них корреспондент DW видела в первый раз: МПЖ, НСБ, КБП — разного рода молодежные и профсоюзные организации выстроились в колонны и скандировали лозунги: «Майдан не пройдет!», «Новороссия!» и «Путину больше власти!». Кто-то даже крикнул «Путина к власти!», но массовой поддержки не получил. Духовой оркестр играл «Авиамарш» и «Вставай, страна огромная».
«Куда скажут, туда и пойдем…»
У каждой группы демонстрантов был представитель, который охотно и дружелюбно общался с прессой: «У нас присутствуют люди из разных регионов: Иваново, Рязань, Калуга… — перечислила представитель движения «Российский союз сельской молодежи» по имени Юлия. — Наше объединение старается как можно больше участвовать в общественной жизни». Из разговора с Юлией стало понятно, что поездку в Москву молодым людям оплатили их учебные заведения, в частности, аграрные техникумы.
В колонне другой организации, «Национальный совет молодежных и детских объединений России», всем участникам, по их словам, уже исполнилось 18 лет. Но лица у них были, как показалось корреспонденту DW, еще совсем детскими. На вопрос, откуда им стало известно о мероприятии, молодые люди в основном отвечали безличными конструкциями: «Попросили… пригласили… сказали…». «А куда вы собираетесь после митинга? — спросила корреспондент DW одного из представителей движения «Российский союз молодежи». «Не знаю, — пожал плечами молодой человек. — Куда скажут, туда и пойдем».
Кто виноват?
Не все участники пришли на акцию из-под палки. Были и те, кто искренне переживает из-за войны на Украине и хотел продемонстрировать это: «У меня родственники в Днепропетровске, они внуков прячут, чтобы их на войну не забрали, — поделился с DW пенсионер Александр Федорович. — Даже боятся по телефону говорить, такая у них там цензура».
Пожилая женщина Нина, пришедшая на акцию с плакатом «Мы — Донбасс», родом из Харькова, но живет в Москве с 1985 года. Из-за политических разногласий она поссорилась с родной сестрой, живущей на Украине: «Не хочу даже слышать, что она говорит. Это моя родина!» Какую именно родину имеет в виду Нина? «Россию, Украину, Советский Союз», — ответила пенсионерка.
Организаторам митинга оставалось только объяснить участникам, кто виноват в трагедии братских народов. Для этого по всей Петровке были установлены огромные плазменные экраны, которые демонстрировали краткий курс политинформации в лучших традициях холодной войны: тревожными голосами дикторы рассказывали о войне в Сирии, об ужасающих последствиях революций в Египте и Ливии, о пожаре в одесском Доме профсоюзов. Украине была посвящена только часть экранного времени — главной целью пропагандистского ролика было донести до аудитории, какая чудовищная угроза для всего мира исходит от США. Примерно таким же было содержание митинга, в котором приняла участие певица Вика Цыганова и один из создателей «Антимайдана» байкер Хирург.
Свободное время
«43, 44, 45… я сорок шестая, — пересчитала женщина среднего возраста своих подопечных, приехавших из Орла. — Так, ребята, сейчас у нас свободное время, встречаемся у автобуса на Болотной через 40 минут. … А вы, женщина, пожалуйста, отойдите от нашей экскурсионной группы», — обратилась она к корреспонденту DW. Прежде чем последовать ее совету, корреспондент все-таки успела поинтересоваться, что же молодые люди будут делать дальше. По словам одного из демонстрантов, в Москве их ждала насыщенная культурная программа: после окончания митинга они собирались в музей.