Opel закрывает свой завод в России на неопределенный срок, остальные западные автоконцерны терпят огромные убытки. О том, в каком состоянии находится российский авторынок сегодня, что его ожидает в перспективе и стоит ли ожидать ухода из России других автогигантов, в интервью DW рассказал автомобильный эксперт, профессор Университета Дуйсбург-Эссен Фердинанд Дуденхёффер (Ferdinand Dudenhöffer).
DW: Opel принял решение закрыть свой завод в России в конце 2015 года. Какова, на ваш взгляд, основная причина столь радикального решения — отсутствие перспектив марки Opel на российском рынке или слабость автомобильного рынка России?
Фердинанд Дуденхёффер: Российский автомобильный рынок сейчас — это просто катастрофа. Никто не имеет представления, как он будет развиваться в дальнейшем. Поэтому Opel полностью решил свернуть свою деятельность в России на некоторое время. Но и другие автоконцерны приостановили свое производство — например, Nissan. В целом, на российском авторынке в данный момент едва ли возможно работать.
— Значит ли это, что зарубежные автоконцерны неверно оценили Россию?
— Кризис на российском автомобильном рынке очень глубок. Продажи упали более чем на 40%. Это коснулось не только Opel. Поэтому все периодически приостанавливают работу на своих заводах. Российский рынок на коленях — это плохо для России, для автомобильной индустрии и для Европы.
— Должны ли конкуренты Opel радоваться или, скорее, насторожиться? Могут ли из России уйти и другие автомобильные бренды?
— Другие производители автомобилей также находятся в очень затруднительном положении в России. Они отнюдь не рады решению Opel и с беспокойством наблюдают за развитием ситуации. Как будут обстоять у них дела в дальнейшем, зависит от того, как будет развиваться кризис в России. Разумеется, Opel вернется в Россию, однако пока совершенно непонятно, когда российский рынок оправится, потому и нет точной даты возвращения Opel.
— Можно ли сказать, что это везение, что Opel не был продан Сбербанку, как могло произойти в 2009 году?
— Для Opel Россия была рынком будущего вплоть до начала украинского кризиса около года назад. И политики — как западные в лице канцлера ФРГ Ангелы Меркель (Angela Merkel) и президента США Барака Обамы, так и российский президент Владимир Путин — ответственны за то, что этот перспективный рынок сейчас находится на дне.
Идея General Motors была в том, чтобы за счет Opel занять более уверенную позицию на рынке. Сейчас это уже сделать невозможно. У компании Ford тоже значительные убытки в России. У Volkswagen — значительные убытки! У Renault и Nissan — тоже значительные потери! Политики должны, наконец, найти решение, иначе Россию ждет деиндустриализация. И ЕС тоже пострадает от этого.
— Учитывая ослабленный рубль, не кажется ли вам, что у западных автопроизводителей становится меньше шансов в борьбе с более дешевой продукцией китайских конкурентов?
— Китайские автомобилестроители тоже столкнулись с большими проблемами на российском рынке. Никто в автоиндустрии не доволен тем, что происходит в России — все терпят убытки.
— У многих западных автоконцернов есть свои заводы в России, но автозапчастей они в России почти не производят. Может ли это стать для них приговором?
— Не думаю. Сейчас куда важнее максимально снизить убытки, потому что рынок продолжает падение. Эксперты исходят из того, что российский авторынок сократится, как минимум, на 50 процентов. А учитывая обесценивание рубля, то, что продается, в том числе запчасти, не самоокупается. Происходящее сейчас на авторынке России — настоящая трагедия производителей и поставщиков автомобилей.
— Как вы оцениваете перспективы российского рынка?
— Три-четыре года назад мы говорили о том, что рынки стран БРИКС ожидает большое будущее. Россия тогда считалась важной составляющей европейского автомобильного рынка. Мы оценивали потенциал российского рынка в 5 миллионов автомобилей в год, речь также шла о развитии промышленности. Однако в этом году будет продано менее двух миллионов, скажем, полтора.
— Является ли эта ситуация шансом для российской автомобильной индустрии — например, «АвтоВАЗа»?
— Российские производители тоже пострадали от кризиса. Раньше у них были большие производственные мощности, а теперь продается меньше автомобилей. В результате они несут еще большие убытки, чем прежде.