Десятилетиями Финляндия поддерживала нейтральный статус, не вступая в военные блоки, и жила без особых проблем. В каком-то смысле он даже представлял собой государственную идею. Страна на северо-востоке Европы, общая граница которой с СССР, а впоследствии с РФ составляет около 1300 км, сумела на протяжении всей холодной войны сохранить свое западное общественное устройство, оставалась суверенной, и имела тесные экономические связи с Россией.
Вступление Финляндии в ЕС в 1995 году также не стало проблемой для Москвы. Финны не собирались рисковать преимуществами собственного географического положения и избегали провокаций по отношению к Москве. Одной из таких провокаций могло бы стать вступление страны в НАТО. С точки зрения России это актуально до сих пор.
Гарантии лишь в отношении стран альянса
Однако с начала кризиса на Украине и аннексии Россией Крыма финны заняли жесткую позицию — о деликатности больше речь не идет. Министры обороны и иностранных дел Финляндии и других североевропейских стран охарактеризовали недавнюю военную активность России у своих границ и многочисленные нарушения как «вызывающие». Страны Северной Европы и в особенности оба нейтральных государства — Финляндия и Швеция — заявили сейчас о желании установить более тесное сотрудничество в области мониторинга воздушного и морского пространства, а также обмена разведывательной информацией, чтобы защитить себя от возможной агрессии со стороны России.
В то время как Дания, Норвегия и Исландия в качестве членов НАТО могут в чрезвычайной ситуации положиться на других участников альянса (прежде всего США, обладающих военной мощью), таким странам, как Финляндия и Швеция, остается, в конце концов, рассчитывать только на самих себя. Необходимо изменить эту ситуацию, считают ведущие политики и военные Финляндии. Уже год назад за вступление страны в НАТО выступали почти две трети финских офицеров.
Подобные же взгляды разделяют и некоторые политики. Однако, в отличие от офицеров, за несколько дней до парламентских выборов, которые пройдут в воскресенье, 19 апреля, они должны принимать во внимание мнение жителей страны. Не нужно «исключать членства в НАТО» — именно такими осторожными словами выражает свое мнение премьер-министр Финляндии, консерватор Александр Стубб, один из самых ярых сторонников вступления в НАТО.
Гордость за собственную независимость
Все потому, что Стубб хорошо знает — большинство финнов хотели бы сохранить нейтральный статус. Согласно последим опросам, против вступления в НАТО высказались 57 процентов жителей страны — эти данные практически идентичны полученным в августе 2014 года.
Нильс Турвальдс — депутат Европарламента от Финляндии и автор книг о России. В разговоре с DW он объясняет общественное мнение гордостью финнов за свою страну, которая в начале Второй мировой войны была единственной, которая сумела противостоять СССР. «Мы никогда не находились под оккупацией», — подчеркивает Турвальдс. И подобная гордость тесно связана с самой идеей финского нейтралитета.
Но ситуация изменилась. Турвальдс предрекает, что «если Россия в последующие четыре года продолжит свое агрессивное поведение, это склонит нас к членству в НАТО». При этом политик ни в коей мере не думает, что существует какая-либо угроза самой Финляндии. По его словам, речь идет скорее о безопасности всей Европы. «Несмотря на то, что мы не ожидаем угрозы в отношении Финляндии, мы прекрасно понимаем, что в свете будущей российской внешней политики всеобщее беспокойство растет», — продолжает Турвальдс.
Санкции ударили по Финляндии
И хотя Финляндия с 1994 года сотрудничает с НАТО в рамках программы «Партнерство во имя мира» и участвовала в организованной альянсом миссии в Афганистане, полноценное членство в НАТО — это совсем другое дело. Невзирая на то, что эта тема пока еще даже не стоит на политической повестке дня, российское руководство поспешило обозначить такие идеи причиной для «серьезного беспокойства».
Премьер-министр Стубб назвал такую реакцию «бряцаньем оружием» и подчеркнул, что не даст сбить себя с толку. «Ни одна другая страна не может наложить вето на решения, которые принимает Финляндия», — однозначно дал понять премьер-министр.
Однако конфликт с Россией ощущается сегодня в Хельсинки прежде всего не на военном уровне. Из-за санкций ЕС в отношении Москвы особенно пострадала Финляндия — ее связывают с Россией тесные торговые отношения. Тем не менее, Стубб — убежденный сторонник европейского пути развития — считает правильным введение санкционных мер. Но, как показывают опросы, на выборах он потерпит поражение — естественно, не только из-за своей позиции по вопросу вступления в НАТО и поддержки санкций.
«Лед тронулся»
Его политический соперник Юха Сипиля из партии «Финляндский центр» критически относится к сближению с НАТО. Он делает ставку на двустороннее соглашение с Москвой и надеется таким образом способствовать решению экономических проблем Финляндии.
Евродепутат Турвальдс в свою очередь сомневается, что вступление страны в НАТО сильно отразилось бы на торговых взаимоотношениях с Россией. По его мнению, несмотря на резкие протесты со стороны России, в долгосрочной перспективе «мы бы вернулись к нормальным отношениям».
Учитывая состояние общественного мнения, в Финляндии вопрос о вступлении в Североатлантический альянс не является актуальным ни сегодня, ни завтра. Но Турвальдс все же говорит о том, что «процесс уже пошел». «Из-за поведения России на данный момент в общеевропейской политике безопасности нет ничего стабильного», — убежден он. Финский нейтралитет, по мнению депутата, может исчерпать себя уже через несколько лет. И гордость своей историей ничего изменить тут не сможет.