Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Российскому авторынку нужно пять лет на восстановление

Продажи легковых автомобилей в России выйдут на докризисный уровень в 2020 году, прогнозируют аналитики. В нынешнем году рынок просядет на 30-40%

© РИА Новости Григорий Сысоев / Перейти в фотобанкЗапуск производства полного цикла на заводе Volkswagen Group Rus в Калуге
Запуск производства полного цикла на заводе Volkswagen Group Rus в Калуге
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Аналитики PriceWaterhouseCoopers ожидают восстановления авторынка до докризисного уровня в течение следующих пяти лет. «В текущих условиях это оптимистично, но вполне достижимо», — считает глава автомобильной практики PricewaterhouseCoopers (PwC) в Москве Сергей Литвиненко. Такие же сроки восстановления называют и в Ernst & Young.

Российской автомобильной отрасли понадобится пять лет, чтобы преодолеть последствия кризиса и выйти на докризисный уровень продаж. Такой прогноз дают несколько международных консалтинговых компаний.

В 2015 году продажи рухнут на 25-35% к уровню прошлого года, однако в последующие пять лет рынок будет расти в среднем на 10% в год, говорится в июньском исследовании российского автомобильного рынка, подготовленном Boston Consulting Group (BCG). В результате в 2020 году продажи легковых автомобилей в России могут составить 2,78 миллиона, прогнозируют в компании. Это соответствует уровню рекордного 2012 года, когда в России было продано 2,7 миллиона легковых автомобилей.

Потенциал роста сохраняется

Таких показателей автомобильной отрасли удастся достичь, если нынешняя политическая ситуация останется без изменений и против России не будут введены новые санкций. А также если стоимость нефти до 2020 года будет держаться на уровне 60-75 долларов за баррель, а курс доллара будет колебаться в пределах от 48 до 60 рублей за доллар. В 2015 году в этом случае будет продано 1,7 миллиона автомобилей. Это базовый прогноз, который аналитики BCG считают наиболее вероятным.

По сравнению с другими странами с переходной экономикой российский автомобильный рынок — самый волатильный, объяснил в интервью DW старший партнер BCG Николаус Ланг (Nikolaus Lang). «Опыт предыдущего кризиса показал, что рынок может за год рухнуть на 50% и вновь восстановиться за один-два года», — вспоминает он. К тому же у российского авторынка хорошие предпосылки для роста с точки зрения уровня автомобилизации населения, добавляет Ланг. По этому показателю Россия сильно отстает от развитых стран, отмечает он: на тысячу россиян приходится всего 295 автомобилей, в то время как в Германии — 600, а в США — 670.

Если продажи вернутся на докризисный уровень к 2020 году, рынок будет восстанавливаться четыре года, то есть в два раза дольше, чем после предыдущего кризиса, констатировал Ланг: «В любом случае у рынка есть возможность для дальнейшего роста».

Неутешительный год

Аналитики PriceWaterhouseCoopers также ожидают восстановления рынка до докризисного уровня в течение следующих пяти лет. «В текущих условиях это оптимистично, но вполне достижимо», — считает глава автомобильной практики PricewaterhouseCoopers (PwC) в Москве Сергей Литвиненко. Такие же сроки восстановления называют и в Ernst & Young.

Среди основных факторов, которые будут определять динамику рынка до конца года, аналитики выделяют курс рубля и его влияние на цены производителей и покупательную способность населения, темпы восстановления экономики и геополитическую ситуацию.

В PwC ожидают, что в нынешнем году продажи упадут на 35% к 2014 году. Прогноз Ernst & Young — минус 40% при цене на нефть в 50-70 долларов за баррель и курсе доллара в 60-80 руб.

Сценарии для авторынка

Однако в BCG рассматривают и другие варианты развития событий. Помимо базового, в исследовании компании представлены еще три сценария развития российского автомобильного рынка до 2020 года. Наихудший предполагает серьезное ужесточение антироссийских санкций вплоть до запрета экспорта российской нефти в Европу и США и отключения России от международной межбанковской системы обмена информацией SWIFT. При этом цена мне нефть до 2020 года держится на уровне 45-60 долларов за баррель, а курс рубля падает до 60-80 рублей за доллар. В этом случае в 2015 году будет продано лишь чуть более 1 млн автомобилей (минус 58% к прошлому году), а в 2020 — 1,74 миллиона.

Те же показатели по цене нефти и курсу рубля предполагает и пессимистический сценарий, согласно которому также усилится политическая неопределенность и против России будут введены новые санкции, хотя и не такие жесткие. В этом случае продажи в нынешнем году сократятся на 41% до 1,47 миллиона штук, а в 2020 году составят 2,48 миллиона, прогнозируют в BCG.

В случае реализации оптимистического сценария, при котором цена нефти вновь вернется к уровню 70-100 долларов за баррель, рубль укрепится до 36-51 рублей за доллар, а санкции будут постепенно отменяться, продажи в 2015 году снизятся на 23% до 1,92 миллиона, а в 2020-м достигнут 3,17 миллиона.

России не угнаться за Европой

В ближайшие годы будет расти доля региональных продаж, ожидают эксперты. Сейчас основной спрос сконцентрирован в крупных городах, таких, как Москва, Санкт-Петербург и Нижний Новгород, говорит Ланг. Однако, по его словам, постепенно спрос будет смещаться в более мелкие города с населением до 100 тысяч жителей. Это связано с тем, что возраст автомобилей в регионах традиционного выше, чем в крупных городах, а значит, больше и потенциал обновления транспортных средств, объясняет Ланг.

«Учитывая историческую тенденцию увеличения доли региональных продаж, мы ожидаем, что она сохранится», — согласен глава автомобильной практики в Ernst & Young Андрей Томышев. Это означает, что в ближайшие годы будет расти и уровень автомобилизации россиян, полагает он. Однако даже в этом случае у России немного шансов догнать по этому показателю развитые страны. В зависимости от темпов восстановления экономики пройдет от 10 до 15 лет, прежде чем количество автомобилей на тысячу жителей России достигнет 400, прогнозируют в Ernst & Young.