Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Российский кошмар армянского «майдана»

© REUTERS / Hrant Khachatryan/PAN PhotoАкция протеста в Ереване
Акция протеста в Ереване
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
События, произошедшие в Ереване, российские СМИ назвали попыткой повторения «майдана». Основное требование акции протеста — пересмотр решения о повышении тарифа на электроэнергию — было расценено как повод. В комментариях российский Первый канал отметил, что оппозиция использовала этот повод для того, чтобы вызвать общественный бунт, не указав, какие армянские силы имеются в виду под оппозицией.

События, произошедшие на днях в центре Еревана, российские СМИ назвали попыткой повторения «майдана». Основное требование акции протеста — пересмотр решения о повышении тарифа на электроэнергию — было расценено как  формальный повод. В своих комментариях российский Первый канал даже отметил, что оппозиция использовала этот повод для того, чтобы вызвать общественный бунт, не указав, какие армянские силы имеются в виду под оппозицией.
 
Этот управляемый информационный поток представляет собой не распространение дезинформации и даже не примитивный комментарий событий. Российские СМИ просто комментируют события через призму имперских интересов государства. А эти интересы требуют, чтобы любая попытка изменения легитимизированной ими общественно-политической ситуации и статус-кво в находящихся в зоне российского влияния вассальных странах представлялась как повторение украинского сценария.
 
Другие «мелочи» российский шовинизм абсолютно не интересуют. Например, то, что в ходе четырехдневной акции не звучали антироссийские заявления. Или то, что если даже происходившие в Ереване события были повторением украинского майдана, то предпосылки к этому созданы бездарным, безответственным менеджментом российской компании, собственника «Электросетей Армении», что и привело энергетическую систему к краху и дало повод для социального бунта из-за намерения возместить потери за счет потребителей. Как в случае с украинским «майданом», так и сейчас российская сторона не хочет видеть собственную ответственность и собственную долю вину в происходящих потрясениях.
 
Вместо этого любая заявка на изменение рассматривается как непростительное посягательство на свои интересы. А эти интересы диктуют следующее: если даже население страны, находящейся в зоне российского влияния, обрекается на голод и обнищание, оно не имеет права жаловаться собственной власти на свое положение или требовать смены власти.   
 
В этом есть своя логика. Ведь если гарантом сохранения нынешней власти является Россия, то — вольно или невольно — получается, что жалоба адресована гаранту действующей власти. Во всяком случае, Россия оставляет за собой право подходить к вопросу именно с этих позиций. Следовательно, цели российской пропаганды ясны.
 
Первое. Оправдать стремление местных властей задушить в корне любую попытку проявления общественного бунта и протеста. Единственным ответственным за нежелательные для России последствия украинского «майдана» РФ считает президента Виктора Януковича, который был обвинен в нерешительности и отсутствии смелости в вопросе использования силы против собственного народа. Можно подумать, если бы Янукович в свое время прибег к насильственному разгону «майдана», это не привело бы к революции. На этом фоне вполне объяснимо, почему в связи со столь умеренной попыткой проявления социального неповиновения Россия впадает в «майданные» галлюцинации, тем самым оправдывая шаги властей Армении по насильственному пресечению акции протеста.
 
Серж Саргсян просто не мог позволить, чтобы его ассоциировали с Виктором Януковичем по той простой причине, что за этим неизбежно последовало бы выражение ему недоверия со стороны Кремля. А это самый короткий путь к лишению власти. Вот и получается, что, разогнав мирный сидячий пикет на проспекте Маршала Баграмяна, власть, тем самым, доказывала Кремлю свою жизнеспособность и умение контролировать ситуацию. Подобные комментарии российских СМИ — это не что иное, как косвенное выражение доверия к властям Армении, стремление поощрить их быть более жесткими и беспощадными.    
 
Второе. Тем самым Россия показывает, что попытки Запада вывести Армению из зоны ее влияния обречены на провал, независимо от того, что усматривать в данном случае «уши» США или ЕС за спиной движения все равно, что искать черную кошку в темной комнате. Сколько бы гражданских активистов, анархистов и прозападников ни было вовлечено в акцию протеста, она все равно не имеет политического, а тем более геополитического подтекста или направленности. Во всяком случае, пока. В случае участия Запада были бы четко видны те технологии, которые применяются при организации и развитии так называемых «бархатных» революций, в том числе «майдана». Между тем инициаторы движения «Нет грабежу!» и организаторы сидячего пикета допустили такие грубые, детские ошибки, что уже изначально можно было предсказать подобный финал. Но это, конечно, абсолютно не интересует российский шовинизм. Подобного рода комментарии российской стороны, которые лишний раз подливают масла в огонь, могут иметь эффект бумеранга. Иными словами, они могут придать движению антироссийскую политическую подоплеку, что уже может действительно заинтересовать Запад. 
 
Третье. Стрелки российской пропаганды в определенной степени направлены и в сторону властей Армении. Подтекст более чем понятен: в Армении интересы организаций, работающих на российском капитале, должны быть предпочтительнее даже государственных интересов, суверенитета и достоинства страны. То есть задача властей Армении состоит в обслуживании не интересов граждан и потребителей собственной страны, а интересов «Электросетей Армении», компании «Интер РАО» (ей принадлежат «Электросети Армении»), лично Евгения Бибина (гендиректор «Электросетей Армении»), чьи капризы следует удовлетворять в любом случае. А платой за гарантию сохранения и воспроизводства действующей власти является обслуживание не только политических, но и экономических интересов России.
 
Такой подход российской стороны стал понятен еще в конце 2013 года, когда против задолженности в сфере газоснабжения Армению заставили подписать позорный договор, по которому мало того, что вся государственная система превращалась в служанку «Газпрома» и его дочерних компаний, так еще и ограничивалось право Армении на принятие суверенных решений в газовой и энергетической сферах. После установления правил игры в этих двух сферах очередь дошла до сферы железнодорожного сообщения. Не исключено, что сейчас Армения откажется от идеи строительства железной дороги Иран-Армения только потому, что глава компании «Российские железные дороги» (ей передано управление армянской железнодорожной сетью) Владимир Якунин посчитает этот проект бесперспективным (то есть противоречащим политическим и экономическим интересам РФ).
 
Именно такой политикой России было обусловлено то, что Комиссия по регулированию общественных услуг Армении пропустила мимо ушей разумные предложения о проведении в компании «Электросети Армении» международного аудита и национализации сетей. Максимум, на что способна власть, это грозить пальцем Бибину, да и то — издалека или со спины.