В середине июля Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) запретила еще пяти российским вузам принимать абитуриентов. Это часть большой кампании — только с начала 2015 года в РФ были закрыты более 160 вузов и филиалов. Хорошо это или плохо и почему происходит, выясняла DW.
«В органы оттуда не берут»
«В семье нужна была помощь для пожилой бабушки, — рассказывает DW жительница Орловской области Валентина И. — К тому же я работала. Я бы не потянула при таких проблемах учиться очно. Мой директор школы посоветовал пойти в НАЧОУ ВПО "Современная гуманитарная академия" (СГА). И я пошла туда учиться на психолога».
СГА сегодня насчитывает 116 филиалов — от Москвы до Южно-Сахалинска. Филиал, в котором училась Валентина, располагался в бывшем здании банка. Дистанционное обучение стоило 7000 рублей за семестр — потом цену подняли до 11500, рассказывает Валентина. На вручение диплома ездили в Москву. «Но психологом я работать не пошла, так как не получила соответствующей практики», — говорит Валентина, которая устроилась на работу в детский сад.
С дипломом СГА найти хорошую работу не так просто, утверждает воспитательница: «Мой родственник, который работает в полиции, говорил, что в органы оттуда не берут, не доверяют качеству образования. Хотя у нас в районе полицейские получали там дополнительное образование. Это, как вы понимаете, дело связей».
Рынок «лимонов»
В интернете можно встретить и более резкие отзывы об этой академии. Орфография и пунктуация сохранены: «Я закончила СГА в 2006 и с моим дипломом ни куда не устроиться. все говорят, что это не высшее образование. тупо заплатила столько денег и все равно приходится переучиваться!»… «Появлялась в филиале 2 раза в год, что бы оплатить обучение и дать взятку директору. Она или методисты сдавали за меня все экзамены. Дипломную мне написали. Вышла прочитала перед комиссией и получила диплом о высш. обр. Вот и весь сказ».
В России действительно много учреждений, дающих псевдообразование, признал в интервью DW директор Института образования ВШЭ Александр Сидоркин. В последнее время Рособрнадзор проводит кампанию по их закрытию. «И правильно, — уверен Сидоркин. — Особенность этого рынка заключается в том, что его нельзя полностью дерегулировать — иначе вступает в силу так называемый "закон лимона", описанный в работе нобелевского лауреата Джорджа Акерлофа».
«Лимонами» на американском сленге называют автомобили с дефектами, обнаруженными уже после покупки. Некоторые рынки устроены так, что у продавцов есть стимул выставлять на продажу товары с дефектами, поскольку высокое качество создает репутацию не конкретному торговцу, а всем продавцам на рынке. «Иными словами, если качество товара непрозрачно, то побеждают жулики», — объясняет Сидоркин.
Перепроизводство дипломов
Почему на российском рынке образования много «лимонов»? Прежде всего, потому, что на него есть спрос, утверждает Сидоркин, отмечая, что высшее образование в РФ стало массовым явлением: «В современной России 75% выпускников школ поступают в различные вузы. Россия по этому показателю занимает первое место в мире. Но если разделить на качество, то показатель скорее формальный».
С 90-х годов в России стали цениться люди с дипломом, констатирует ученый секретарь Центра социологии образования и науки РАН Галина Чередниченко: «Рынок труда дает премию за высшее образование. Сфера обслуживания, услуг, сервиса потребовали человека с развитыми коммуникационными способностями и определенным культурном уровнем. Поэтому работодатели стали требовать диплом».
В итоге на рынке труда РФ сейчас перепроизводство дипломов, считает социолог: «Прибавьте к этому демографическую ситуацию — начиная с 2007–08 года во взрослую жизнь вступает все более малочисленная когорта молодежи. Это последствия демографической ямы 90-х. Сейчас вузов в России столько, что все поколение 17-летних может полностью в них поступить. Но обществу нужны и рабочие, и кадры средней квалификации».
Поэтому государство пытается регулировать численность вузовских мест, сокращая сектор псевдообразования, указывает Чередниченко: «Это недобросовестные вузы, которые раньше играли на повышенном спросе. Сейчас, учитывая малочисленность молодежи, самое время их вытеснить с рынка».
Как распознать мошенников?
«Да, время выбрано правильно, — подтверждает Александр Сидоркин. — Но проблема в том, что у Рособрнадзора очень мало инструментов измерения — сложно понять, какие вузы дают настоящее образование, а какие — только корочку. Поэтому ведомство руководствуется формальностями: есть ли в здании вуза спортзал, библиотека, есть ли у преподавателей ученые степени».
Как правило, такой механизм проверок действительно выявляет плохие вузы. Но есть и другие случаи — например, Институт практической психологии и психоанализа (ИППиП) считается в профессиональной среде одним из лучших. Но и он в этом году попал под санкции Рособрнадзора. «Нам сказали, что мы не можем продолжать работать, потому что в здании нет медицинского кабинета и спортзала, — поделился информацией с DW источник в ИППиП. — И это при том, что большая часть наших студентов получает второе высшее, у них вообще нет физкультуры как обязательного предмета». В итоге вуз лишился аккредитации.
Но в основном в список Рособрнадзора попадают именно те заведения, которые действительно надо закрывать, убежден Александр Сидоркин. Правда, это не гарантирует, что «лимоны» исчезнут с рынка. Так, 30 января 2015 года Рособрнадзор приостановил действие лицензии СГА, в которой училась Валентина из Орловской области. Тем не менее, академия продолжает принимать студентов.
Чтобы убедиться в этом, корреспондент DW позвонила в СГА и сказала, что хотела бы получить высшее образование. Ей ответили, что теперь обучение будет вестись на базе Гуманитарно-экономического и технологического института (ГЭТИ). «Мы вас будем учить, а документы будете получать там», — сообщила сотрудница СГА. По ее словам, обучение стоит порядка 30 тысяч рублей за семестр, и часть этих денег будет уходить партнерскому вузу.