Российская правовая система весьма своеобразна. Как говорится, закон что дышло — куда повернул, туда и вышло. И это касается не только правоприменения, но и самих законов и их толкований. Иногда их переписывают в зависимости от интересов одной коммерческой компании или даже одного конкретного человека. Как в случае с попыткой скорректировать конституцию таким образом, чтобы можно было не исполнять решения Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), в том числе, по делу ЮКОСа.
Защита от дураков
Стоит напомнить, что авторы российской конституции, принятой в 1993 году, предусмотрительно закрепили в статье 15-й Основного закона норму, согласно которой, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные российским законом, то применяются правила международного договора. Это вовсе не «примат международного права» над внутрироссийским, как утверждают некоторые российские псевдопатриоты.
Ведь речь идет только о тех обязательствах, которые Россия сама взяла на себя. Например, согласившись с Уставом ООН, она согласилась и соблюдать решения Совета Безопасности ООН. А ратифицировав Европейскую конвенцию по правам человека, обязалась выполнять решения ЕСПЧ.
Таким образом, 15 статья Конституции России является банальной «защитой от дурака», который по российской доброй традиции будет пытаться по ходу политической игры с зарубежными партнерами поменять правила, защитив свои персональные интересы, но подставив стратегические интересы Родины. Неудивительно, что именно тем, от кого эта защита задумана, она и не нравится.
Уже не один раз лица из ближайшего окружения президента Путина, как, например, глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин, намекают, что эту статью основного закона россиянам «умело преподнесли как базовую конституционную ценность правового государства советники из США». Но пока идти на прямое изменение Основного закона они все же не рискнули. Вместо этого они попытались, в соответствии с российскими традициями, создать ситуацию, когда 15-ю статью можно будет трактовать двояко.
Здравый смысл, прощай!
В итоге власти продавили через Конституционный суд (КС) решение, которое ряд российских юристов считают абсурдным: признать неправомерными решения ЕСПЧ в случае, когда они противоречат Конституции РФ и постановлениям российского Конституционного суда.
На первый взгляд, получается замкнутый круг. Теперь можно решения ЕСПЧ не соблюдать. Но только в случае, когда они не соответствуют российскому Основному закону. Однако конституция гласит, что правила, установленные международными договорами, в которых Россия участвует, важнее ее внутренних законов. Значит, никто не может освободить россиян от обязанности соблюдать положения Европейской конвенции о правах человека и обязательства, взятые на себя при вступлении в Совет Европы. А в соответствии с ними Россия должна выполнять решения ЕСПЧ.
Представитель президента в Конституционном суде Михаил Кротов во время рассмотрения данного спора прямо заявил: «В случае вступления в противоречие решения ЕСПЧ и решения Конституционного суда РФ, Россия безоговорочно должна руководствоваться решением последнего». В общем, все в полном соответствии с фразой, которую приписывают римскому христианскому философу Тертуллиану: «Верую, ибо абсурдно».
Деньги выше закона
Однако абсурдна эта ситуация только на первый взгляд. В реальности же все просто. Как правильно отмечают некоторые российские юристы, например, Елена Лукьянова, Конституционный суд просто постановил, что конституцию надо соблюдать, в том числе это касается и статьи 15-й. Значит надо соблюдать все взятые на себя Россией обязательства. Но за одним маленьким исключением: иногда КС РФ может вдруг решить, что какое-то решение ЕСПЧ российскому основному закону все же не соответствует.
Уверен, именно такое решение будет принято совсем скоро в отношении постановления Европейского суда по правам человека по так называемому делу ЮКОСа, в соответствии с которым Россия должна выплатить около 2 млрд евро бывшим акционерам этой компании. В итоге, и в конституции появилась лазейка, позволяющая ее не соблюдать.
Ну а если и это не поможет, то в России наверняка начнутся вновь разговоры о возврате к применению смертной казни. Очень хорошая могла бы быть тема к выборам 2018 года. Тогда европейцы, даже если не захотят, вынуждены будут выгнать россиян из Совета Европы, а вместе с этим не останется и никаких обязательств перед ЕСПЧ.
Иван Преображенский — политолог, постоянный участник германо-российского форума «Петербургский диалог» и российско-польского экспертного дискуссионного клуба PL-RU