Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

«Если Россия нападет, вы бросите нас на произвол судьбы?»

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Если бы, столкнувшись лицом к лицу с российским вторжением, Европа повела себя иначе, сегодня не было бы войны на Украине, уверена министр обороны Грузии Тина Хидашели. «В средневековой логике России нет ничего хитроумного. Это страна, которая в пылу одной войны будет планировать другую — пока кто-нибудь не остановит ее», — говорит она в интервью газете Lidové noviny.

Если бы, столкнувшись лицом к лицу с российским вторжением, Европа повела себя иначе, сегодня не было бы войны на Украине, уверена министр обороны Грузии Тина Хидашели. «В средневековой логике России нет ничего хитроумного. Это страна, которая в пылу одной войны будет планировать другую — пока кто-нибудь не остановит ее», — говорит она в интервью газете Lidové noviny, комментируя седьмую годовщину российско-грузинской войны.

Lidové noviny: Через семь лет после российско-грузинской войны значительная часть вашей территории остается под контролем чужих войск. Вы хотите вступить в НАТО, но не является ли острый вопрос Южной Осетии и Абхазии непреодолимым препятствием?


Тина Хидашели: Я не думаю, что ситуация, в которой находится Грузия, несравнимо хуже, чем у других европейских государств. Да, часть нашей территории оккупирована, однако мы все в Европе противостоим одним и тем же вызовам и проблемам — экспансивной России, которая каждый день демонстрирует нам свое жестокое лицо, и террористической угрозе, прежде всего в лице так называемого Исламского государства. Мы — часть одного пространства, и вызовы, с которыми мы здесь сталкиваемся, одинаковы. В моем представлении европейский мир неделим.

— Но его единство не абсолютно. На саммите в Бухаресте (в 2008 году) Германия и Франция выступили против США и Польши, которые хотели передать Грузии План действий по членству (ПДЧ). В прошлом же году в Уэльсе прозвучали лишь слова о «крепком» сотрудничестве и обещания «возможного членства». В силах ли ваше правительство сократить этот затяжной путь?


— Мы не требуем немедленного предоставления ПДЧ. Вы правы, мы стремимся к членству в НАТО, но при этом мы реалисты, которые готовы идти по этому пути шаг за шагом. Мы открыты для всех предложений и возможностей, если они продвинут нас дальше и выльются в членство в альянсе. Уже на саммите в Бухаресте нам (в специальном коммюнике — прим. ред.) пообещали членство, если мы выполним условия. С тех пор прошло семь лет, и нам нужны новые подтверждения. Мы должны следить за тем, чтобы открытые двери не превратились во вращающиеся, которые заблокировали бы претендующие на членство страны, как отметил недавно председатель грузинского парламента (Давид Усупашвили).

В декабре этого года состоится ключевое заседание министров иностранных дел НАТО, и именно там будут приняты основные решения, касающиеся не только Грузии, но и Черногории. Если Черногория как кандидат добьется успеха, то это будет означать, что политика открытых дверей работает, и что они открыты как раз для того, чтобы через них можно было пройти. Грузии еще предстоит месяц интенсивных переговоров. Кстати, именно поэтому я и приехала в Прагу, где встречусь со своим чешским коллегой.

— Если вам удастся добиться членства в НАТО, надеетесь ли вы с его помощью решить проблему Абхазии и Южной Осетии?


— Вне зависимости от членства в НАТО у Грузии есть своя стратегия действий в вопросе наших оккупированных территорий. Однако я боюсь, что Министерству обороны не стоит делиться этим со СМИ. Тем не менее, я могу напомнить о Германии, которая стала членом НАТО (в 1955 — прим. ред.), несмотря на то, что половину ее территории оккупировали русские. Это лишь вопрос предпочтений, а не различий.

Что касается гипотетического членства Грузии, то меня часто спрашивают о пятой статье Вашингтонского договора, намекая на возможный апокалипсис: что будет делать НАТО, если Россия нападет на Грузию? Отвечаю: а что будет, если Россия нападет на Грузию уже сейчас? Возможно, вы скажете, что мы вас не интересуем, потому что мы не НАТО, и бросите нас на произвол судьбы, на гибель и истребление? Не думаю. Европейская демократия, которую мне представили еще в детстве, и которую я так хорошо знаю, демократия, в которой я жила много лет и влюбилась в нее, она не такая.

— А что вы скажете о позиции, которую она семь лет назад заняла, столкнувшись лицом к лицу с российским вторжением? Вы полагаете, что если бы она отреагировала иначе, то воспрепятствовала бы кризису, который сегодня поразил Украину?

— Да. Я уверена в этом на 100%. Поэтому я надеюсь, что если оккупация Грузии не достаточно предостерегла мир, то это сделала Украина. Россия снова развязала войну на территории суверенного государства, и теперь уже всем должно быть ясно, чего от нее, как от «партнера», можно ожидать. Каждый раз, когда она чувствует себя победителем, Россия планирует следующее нападение — все просто. В ее средневековой логике нет ничего хитроумного. Россия все еще является страной, которая на танках входит в демократические государства, которая в пылу одной войны планирует другую, и будет это делать, пока ее кто-нибудь не остановит.

— Травма Украины знакома Грузии по собственному опыту. Можете ли вы ей в этом отношении как-то помочь?


— В шутку могу ответить вам, что мы послали Украине нашего бывшего президента со всей его командой (в этом году Михаилу Саакашвили было предоставлено украинское гражданство, а вскоре президент Порошенко назначил его губернатором Одесской области — прим. ред.). А если серьезно, что это вопрос двусторонних отношений. На правительственном уровне мы сотрудничаем с Киевом по многим вопросам, и если появится какой-то другой способ помочь Украине, то мы готовы. За мир во всем мире мы воюем в Афганистане, наши военнослужащие приняли участие в миссии в Ираке, Косово, Центральноафриканской республике и Мали. Мы доказали, что являемся сильным и надежным партнером, и из всех названных стран, по понятным причинам, именно Украина является наиболее близкой нам страной.

— Моя коллега Петра Прохазкова во время своей недавней командировки на Донбасс встретила грузин, воюющих на пророссийской стороне. В Тбилиси о них знают?

— Нет, у нас нет такой информации. Грузины, которые отправились на Украину, не воюют на стороне русских. Я напомню, что наши народы когда-то объединяло одно государство, и на Украине до сих пор живут люди с грузинскими корнями и именами. Но они не являются гражданами Грузинской Демократической Республики. Гражданство не дается только из-за того, что в ваших жилах течет грузинская кровь. А раз у них нет грузинского гражданства, наше правительство не может за них отвечать, а тем более контролировать.

— А что делать с теми, кто входит в вашу компетенцию? Я говорю о джихидистах, которых набирают, в частности, и из граждан Грузии. Примером может быть командир ИГИЛ в Сирии Умар Шишани, который родом из беспокойного Панкисского ущелья...

— Проблема исламского экстремизма в Панкиси, к сожалению, не нова: Грузия знает о ней как минимум последние 15 лет. Кроме того, десять лет у нас было правительство, которое ничего не делало для ее решения. За два года мы не можем сделать все. Министерство обороны — не то ведомство, на котором лежит вся ответственность. Скорее, этим должно заниматься Министерство образования и МВД, хотя мы, разумеется, делимся опытом и ресурсами. Ответственность также лежит на пограничниках, которые хорошо делают свое дело и помешали части побегов через границу. Но, главное, нужно работать профилактически, создать для жителей Панкисского ущелья специальную программу, дать им образование и работу...

Не будем забывать, что Грузия, как и другие постсоветские государства, до сих пор полностью не решила вопрос границ. И, кроме того, это не единственная страна, чьи граждане отправляются воевать на Ближний Восток. А что насчет Великобритании? кстати, это еще одно доказательство того, что современная Грузия является стандартной европейской демократией, пусть на этот раз и в плохом смысле слова. Но такова жизнь. Кто из нас может похвастаться одними пятерками?