Высказывание болгарского премьера Бойко Борисова в начале июля звучало как оправдание: «Отнюдь не случайно президент Путин весьма остро высказался в отношении Болгарии. Уверен, что он имел для этого основания. Но мы стали без вины виноватыми, не имея никакого желания, а уж тем более цели добиться того, чтобы отношения между Болгарией и Россией резко охладели». Подразумевались под этим экономические санкции против Кремля, которые поддерживаются Болгарией как членом ЕС.
Слова Борисова относились к речи Путина в Анкаре, когда тот неожиданно объявил о завершении важного для Болгарии проекта «Южный поток». Тогда российский президент обвинил Болгарию в срыве проекта, так как она, по его мнению, оказалась неспособна «действовать как независимое государство». За этой формулировкой, очевидно, скрывается болгарское «да» в отношении санкций против России. Вскоре после высказываний Путина в Анкаре ряд российских СМИ и политиков подхватили его настрой и подвергли болгар резкой критике. Владимир Жириновский, к примеру, заявил, что Болгария должна «России в ноги кланяться». А болгарский президент, по его словам, агент ЦРУ.
«Сигнал примирения»?
И теперь Владимир Путин вдруг заговорил о Болгарии примирительным тоном. В начале недели он сказал в Крыму: «Членство Болгарии в НАТО — это факт. Не знаю, рада ли этому она сама, но решение было принято, это — суверенный выбор болгарского народа. Мы относимся к нему с уважением и будем с Болгарией работать, несмотря на все сложности в реализации проектов, в том числе в области энергетики, таких как «Южный поток». Путин также добавил, что Россия и Болгария очень близки друг другу по духу и исторически. Некоторые наблюдатели в Болгарии сразу же обозначили эти высказывания как «ясный сигнал примирения» и «совершенно новые тона в билатеральных отношениях». Но так ли это?
В примечании по поводу Болгарии, сделанном в ходе официозного мероприятия на аннексированном Крымском полуострове, Путин также заверил, что Россия будет развивать двусторонние отношения «по всем направлениям». Имел в виду он, вероятно, только два направления. И оба они связаны с напряженностью между Россией и Западом — и с геостратегическим положением Болгарии как члена НАТО и Евросоюза.
Снова «Южный поток» вместо «Турецкого»?
Первое направление — это российские проекты строительства газопроводов, которые помимо своего экономического значения являются заодно инструментом внешней политики России. Объявленный в Анкаре под звуки труб и фанфар «Турецкий поток», похоже, уже практически умер. А Москва уже не утверждает так категорически, что с 2019 года российский газ не будет поступать в Европу через Украину.
В то же время, по мнению ряда наблюдателей, у «Южного потока» снова появились неплохие шансы. Так как из Москвы до сих пор еще не поступило официального заявления о прекращении сотрудничества по вопросам «Южного потока», в Болгарии исходят из того, что проект еще можно спасти. Слухи о возрождении «Южного потока», очевидно, исходят от источников в Москве, потому что Россия нуждается в трубопроводах как инструменте политического давления. И Болгария могла бы сыграть в этом свою роль.
Второе направление связано с попыткой Кремля подорвать единство внутри НАТО и ЕС и расколоть обе организации — как в отношении санкций против России, так и в вопросах политики безопасности. В этом смысле Болгария также представляет собой хорошую площадку для «скрытых мероприятий». У Москвы по-прежнему есть значимые союзники в Софии, прежде всего, в рядах крупнейшей оппозиционной партии в парламенте. Болгарские социалисты очень обрадовались последним высказываниям Путина.
Сторонники Путина в болгарском парламенте
Спикер их партии заявил: «Становится все очевиднее, что долгое время нам навязывали неверный образ России. Истинные приоритеты России далеки от картины агрессивного и несговорчивого государства». Он также повторил, что социалисты выступают против антироссийских санкций, добавив: «По причине своего геополитического положения, а также по причине духовных и культурных связей с Россией Болгария призвана выступить в роли посредника и смягчить острые углы». Последнее высказывание выглядит довольно благовидно и большая часть болгар, на самом деле, приветствовала бы такую роль своей страны.
Однако большинство политиков осознают, что такая небольшая страна как Болгария не может вдруг стать третейским судьей на международной арене. Это растерянно признает и болгарский премьер-министр Бойко Борисов. Из его высказываний в интервью для российского информагентства ТАСС складывается впечатление, что якобы Болгария поддержала санкции против России вовсе не из своих убеждений, а под давлением извне: «Молю Бога, чтобы большие начальники (имеется в виду политическое руководство в Брюсселе и Вашингтоне. — Ред.) быстрее разобрались между собой. Надеюсь, что санкции скоро будут отменены».
В результате после последних высказываний Владимира Путина Болгария по-прежнему остается расколотой, когда речь заходит о политике в отношении России.