Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Региональные любовные треугольники и азербайджано-российские отношения

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В последние годы в Армении беспрерывно вызывает беспокойство факт поставок Россией оружия Азербайджану. Этот вопрос многократно поднимался, однако, как ни крути, возникает вопрос — а каков формат отношений России с Азербайджаном? Традиционно принято считать, что Россия на Южном Кавказе проводит проармянскую политику.

В последние годы в Армении беспрерывно вызывает беспокойство факт поставок Россией оружия Азербайджану. Этот вопрос многократно поднимался, однако, как ни крути, возникает вопрос — а каков формат отношений России с Азербайджаном? Традиционно принято считать, что Россия на Южном Кавказе проводит проармянскую политику. Возникает вопрос — соответствует ли действительности подобное утверждение? Ниже рассмотрим ряд важных текущих экономических и политических процессов и показателей азербайджано-российских отношений, сравнивая их с эквивалентными процессами в отношениях с Арменией.
 
Товарооборот
 
Важнейшим показателем, свидетельствующим об экономическом сотрудничестве двух стран, является товарооборот. Покуда экономическое сотрудничество и товарооборот между Арменией и Россией каждодневно падает вследствие Крымского вопроса, конфликта на Украине, западных санкций против РФ и даже присоединения Армении к Евразийскому экономическому союзу, в российско-азербайджанских отношениях имеет место абсолютно противоположный процесс. С января по июнь 2015 года объем товарооборота между Россией и Арменией упал на 21,9%. С января по июнь 2015 года экспорт из Армении в Россию составил примерно 71 миллион долларов вместо примерно 134 миллионов долларов за тот же период прошлого года. То же нельзя сказать об Азербайджане. В июне этого года во время своего визита в Азербайджан Владимир Путин отметил, что товарооборот между Россией и Азербайджаном за первый квартал 2015 года вырос на 6%. Эти показатели, мягко говоря, вызывают беспокойство, если учитывать, что во время присоединения Армении к ЕАЭС российские и армянские политические деятели обещали золотые горы, однако цифры и экономические показатели говорят в пользу неприсоединившегося к ЕАЭС Азербайджана.
 
Свежие данные по продаже оружия
 
Ни для кого уже не секрет, что основным поставщиком оружия Азербайджану является Россия (это признает и Серж Саргсян). Согласно данным, опубликованным в 2015 году Стокгольмским международным институтом по вопросам мира, в период 2010-2014 годов Азербайджан увеличил закупку вооружений на 249% по сравнению с 2005-2009 годами. Соответствующий показатель Армении составляет всего лишь 4% от показателя Азербайджана, притом по объемам закупки вооружений Азербайджан занимает второе место в Европе после Великобритании. Великобритания закупает 14% от всех закупаемых в Европу вооружений, Азербайджан — 13%. Согласно данным того же Стокгольмского международного института по вопросам мира, Россия поставляет 85% оружия, закупаемого Азербайджаном. В качестве оправдания российские политические деятели многократно ссылались на наличие российской военной базы в Армении, однако вмешательство указанной базы, в случае возможного возобновления Карабахского конфликта, более чем сомнительно, так как согласно договору между Российской Федерацией и Арменией о размещении российской военной базы в Армении, Гюмрийская военная база «В период нахождения на территории Республики Армения, кроме обязанностей по защите интересов Российской Федерации, совместно с Вооруженными Силами Республики Армения обеспечивает безопасность Республики Армения по внешним границам бывшего Союза ССР». Другими словами, в данном конкретном случае на чашу весов поставлена поставка 85% вооружений Азербайджана против призрачной надежды на то, что геополитические интересы РФ сложатся так, что в ходе возможных военных действий Россия решит защищать беспрерывно жалующуюся на нарушения баланса вооружений Армению. Тем более, Россия, мягко говоря, вряд ли будет продавать оружие стране, с которой, возможно, будет воевать.
 
Железная дорога
 
В «любовном» треугольнике Армения-Россия-Азербайджан армянская сторона в течение последних лет несет большие потери на железнодорожном поприще. Если строительство железной дороги Иран-Азербайджан-Россия (Астара-Решт-Казвин) для России не проблематично, то железную дорогу Иран-Армения-Россия компания «Российские железные дороги» многократно называла нерентабельной. Правда, этот проект не из дешевых — его стоимость оценивается в 3,5 миллиарда долларов США, однако, учитывая то, что «Российские железные дороги» готовы в общей сложности в Иране инвестировать 8,5 миллиарда долларов США, то, естественно, могли бы помочь Армении в этом вопросе, если бы и вправду считали Армению стратегическим партнером и были заинтересованы в содействии экономическому развитию союзника. Однако, российская сторона в этом вопросе свой выбор уже сделала, так как во всех заявлениях, сделанных в 2015 году, о проекте Астара-Решт-Казвин говорится как о деле решенном. Следует отметить, что начало строительства железной дороги Астара-Решт-Казвин фактически положит конец надеждам на строительство проходящей через Армению железной дороги, так как эти два проекта конкурируют друг с другом и если будет железная дорога через Азербайджан, то строительство железной дороги через Армению станет бессмысленным.
 
Это обстоятельство, естественно, беспокоит армянскую сторону. Об этом свидетельствует также тот факт, что 9 июля Серж Саргсян в своем выступленни на совместном саммите стран БРИКС и Шанхайской организации сотрудничества в Уфе придал важность связывающей Иран с Россией через Армению железной дороге, отметив, что строительство армяно-иранской железной дороги создаст возможность для стран ЕАЭС выйти через Персидский залив к Индийскому океану. На самом деле подобное заявление на совместном саммите стран БРИКС и ШОС имело цель привлечь внимание других инвесторов, как, например, Китай. Интересно, что если финансирование строительства железной дороги Астара-Решт-Казвин будут осуществлять исключительно Россия, Иран и Азербайджан, то 60% стоимости строительства конкурирующей железной дороги через Армению готовы профинансировать китайские банки. Несмотря на это, «Российские железные дороги» уже многократно отмечали, что отдают предпочтение азербайджанскому варианту. Фактически, российская сторона считает проект нерентабельным даже при условии предоставления 60% от 3,5 млрд. долларов китайской стороной. Естественно, этот проект невыгоден России, так как он позволил бы Армении укрепить свою роль в регионе — стать выходом к Черному морю для Ирана, приобрести экономическую выгоду, может быть, способствовало бы выходу экономики Армении из кризиса, но, видимо, России не нужна экономически стабильная и развивающаяся Армения.
 
Визит Путина и Минская группа ОБСЕ

 
Есть еще ряд обстоятельств, свидетельствующих об улучшении российско-азербайджанских отношений. Например, это визит Владимира Путина в Баку на церемонию открытия Европейских игр 12-13 июня. Пока политические лидеры всех европейских стран бойкотировали проходившие в Азербайджане игры, критикуя Алиева за абсолютно неуважительное отношение к правам человека, президент РФ с большой готовностью отправился в Баку и там за закрытыми дверьми встретился с Алиевым. Этот шаг, с одной стороны, был будто очередным антизападным шагом (вы не поедете — поеду я), однако, с другой стороны, имел цель смягчить позицию Баку и создать баланс с визитом Путина в Армению 24 апреля. Интересно, что всего за несколько дней до визита Путина в Азербайджан официальный Баку заявил о закрытии офиса ОБСЕ в Азербайджане. Подобное заявление уже должно было сдержать президента страны-сопредседателя Минской группы ОБСЕ от официального визита в Баку, иначе создается впечатление, что России все равно, что еще сделает против Минской группы ОБСЕ официальный Баку. И вообще, впечатление таково, что Россия круто повернула чашу весов в сторону Азербайджана, тем самым создавая безвыходную ситуацию для Армении, и, наверное, пришло время для того, чтобы Армения искала в регионе другие предметы любви, например, в лице Ирана или Китая.