Согласно расчетам российского Минфина, средств резервных фондов при нынешнем уровне расходов хватит лишь до 2018 года. DW разобралась, на чем власти собираются экономить.
В рамках продолжающегося планирования бюджета России на будущий год Минфин предлагает различные варианты по покрытию его дефицита. Без сокращения расходной части, согласно проектировкам российского финансового ведомства, которые цитирует газета «Ведомости», дефицит бюджета в ближайшие три года составит более 8 триллионов рублей.
Закрывать бреши планируется средствами Резервного фонда и, возможно, Фонда национального благосостояния (ФНБ). Как заявил в среду, 16 сентября, министр финансов РФ Антон Силуанов, до конца 2015 года власти израсходуют в этих целях 2,5 из 4,7 триллиона рублей, имеющихся на данный момент в Резервном фонде.
Все запасы могут иссякнуть уже в 2018 году
Согласно расчетам Минфина, в зависимости от цен на нефть и размера расходов бюджета, Резервный фонд иссякнет в 2017-м или 2018 году.
«Это означает, что мы недостаточно накопили средств в Резервном фонде в предыдущие годы, — заявил в разговоре с DW руководитель Экономической экспертной группы (ЭЭГ) Евсей Гурвич. — В некоторые годы при очень высоких ценах на нефть мы вместо того, чтобы проводить намеченные заимствования, тратили нефтегазовые доходы, не отправляя их в Резервный фонд». По мнению аналитика, нужно было проводить более консервативную бюджетную политику.
Стабилизационный фонд (СФ), в который стали поступать нефтегазовые доходы, превышающие «цену отсечения», был создан в России в 2004-м. Четыре года спустя СФ был разделен на Резервный фонд и ФНБ. Первый должен служить именно для финансирования государственных расходов при снижении нефтегазовых цен, а второй является частью механизма пенсионного обеспечения россиян.
Объем ФНБ составляет 4,9 триллиона рублей, однако до 60% этих денег предполагается направить на инфраструктурные проекты, а значит, свободных средств в этом фонде остается около 2,3 триллиона рублей. И если бюджетные расходы не будут сокращены, то уже в 2018 году на покрытие дефицита бюджета придется использовать и все свободные средства ФНБ, а в дальнейшем финансировать дефицит бюджета будет нечем.
На чем экономить?
В такой ситуации Минфин рассматривает различные варианты секвестирования бюджета. Бывший министр экономики РФ Андрей Нечаев подтвердил, что без сокращения расходов в нынешней ситуации не обойтись. «Концептуальный вопрос в том, какие именно расходы урезать», — подчеркнул он в беседе с DW.
Российское финансовое ведомство предлагает с 2016-го начать повышать пенсионный возраст до 65 лет — ежегодно на 6 или 12 месяцев, сократить индексацию пенсий до 4% процентов в год, проводить нулевую индексацию зарплат бюджетников и материнского капитала, уменьшить индексацию других соцвыплат. В результате в следующем году это позволит государству сэкономить от 335 до 870 миллиардов рублей. Таким образом, именно социальная сфера окажется той статьей бюджета, которая подвергнется наибольшему урезанию расходов.
Урезание социальных расходов и не только
Глава ЭЭГ Евсей Гурвич считает, что это правильный шаг, так как в последние годы благодаря повышению стоимости нефти наблюдался «очень большой рост зарплат и пенсий в бюджетном секторе», а при резком падении цен на нефть сохранить такой уровень невозможно. В то же время Андрей Нечаев выступает за сокращение расходов на правоохранительные органы и оборону. «А власть по факту относится к ним как к священным коровам и готова, скорее, урезать социальные расходы», — добавляет он.
Впрочем, Минфин предлагает сократить и оборонные расходы, пусть даже в меньших объемах — до 223 миллиардов рублей экономии в 2016 году. В сфере транспорта планируется уменьшить субсидии на перевозку пассажиров в поездах дальнего следования и пригородном сообщении, а в образовании — заморозить поддержку ведущих университетов на уровне 2015 года.
Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев считает, что при увеличении госдолга можно обойтись и без урезания расходов. Однако Андрей Нечаев уверен, что это было бы «крайне нерациональным действием, потому что сейчас неблагоприятная ситуация для внешних заимствований в связи с санкциями». Что касается госзаймов на внутренних рынках, то, по словам Гурвича, это уменьшает инвестиционные ресурсы для частного сектора. Согласен с ним и Нечаев — по его мнению, такие меры «похоронят частные инвестиции».
Затраты на непризнанные республики не тронут?
При этом, по подсчетам американской аналитической компании Stratfor, Россия ежегодно выделяет 5 миллиардов долларов (или около 325 миллиардов рублей по нынешнему курсу) на поддержку непризнанных территорий — Крыма, Донбасса, Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья.
Немецкий политолог и главный редактор журнала Osteuropa Манфред Заппер (Manfred Sapper) уверен, что Россия продолжит тратить эти деньги, несмотря на внутренние экономические проблемы, низкие цены на нефть и санкции. «Абсурдность ситуации в том, что такие же ошибочные действия 30 лет назад привели к перестройке и развалу Советского Союза», — отметил эксперт в интервью DW.