Премьер-министр Синдзо Абэ (Shinzo Abe) встретился в воскресенье с главой Узбекистана. Эта страна стала четвертым этапом его турне по Средней Азии и Монголии, в ходе которого он должен посетить в общей сложности шесть государств.
Хотя бывшие советские республики Средней Азии сохраняют прочные связи с Россией, многие из них также дружат с Японией. Одновременно крупным игроком в этом регионе стремительно становится Китай, нуждающийся в огромных количествах ресурсов.
В ходе турне Абэ намерен укрепить связи с региональными государствами, найти новые деловые возможности для японских компаний и расширить объем торговли.
В поездке участвуют 50 топ-менеджеров
«Я впервые посещаю Узбекистан. После рассказа моей жены о ее визите я с нетерпением ждал этого момента», — заявил Абэ в воскресенье узбекскому президенту Исламу Каримову.
Турне Абэ — первый визит японского премьер-министра в этот регион с тех пор, как в августе 2006 года Дзюнъитиро Коидзуми (Junichiro Koizumi) посетил Казахстан и Узбекистан.
Ранее ни один из японских премьер-министров не посещал Туркмению, Таджикистан и Киргизию.
В прошлом большинство администраций придерживались в отношении Средней Азии «выжидательной» позиции и предпочитали приглашать региональных лидеров в Японию. Абэ избрал более активный подход, надеясь таким образом продемонстрировать заинтересованность Японии в регионе.
Абэ считает, что Средняя Азия может стать рынком для японского социально-инфраструктурного экспорта — опоры его экономической политики, получившей название «абэномика».
Казахстан и Туркмения богаты нефтью, газом и другими ресурсами. Импорт их продукции должен помочь диверсифицировать поставки энергоносителей в Японию, что, по мнению Абэ, будет способствовать «энергетической безопасности».
Абэ сопровождают 50 топ-менеджеров японских компаний. Общая сумма сделок, заключенных ими в Туркмении, превосходит 18 миллиардов долларов. В их число, в частности, входит проект строительства газоперерабатывающего завода.
Внешняя помощь
Когда в 1991 году распался Советский Союз, страны Средней Азии получили независимость, однако российское влияние в регионе остается сильным.
Японское правительство активно предоставляет среднеазиатским странам помощь и оказывает содействие в развитии, что — в сочетании с другими инициативами — укрепляет репутацию Японии в регионе.
В последние годы Китай стремится увеличить свое региональное присутствие. Продвигая инициативу «Один пояс, один путь» (см. ниже), он пытается создать гигантскую экономическую зону и объединить восточную и западную части Евразии сухопутными и морскими путями.
По мнению аналитиков, Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ), ключевую роль в котором играет Китай, также расширяет сферу влияния Пекина. Между тем Средняя Азия находится прямо посередине «Экономического пояса Шелкового пути» — составной части «Одного пояса, одного пути». Четыре среднеазиатских страны уже пообещали присоединиться к АБИИ. Туркмения, придерживающаяся политики нейтралитета, отказалась.
В январе Россия создала Евразийский экономический союз, к которому присоединились Казахстан и Киргизия. Экономические санкции, введенные Европой и Соединенными Штатами из-за Украины, вынудили Россию сильнее полагаться на торговлю с Китаем. Как отметил один аналитик, «в Средней Азии главой семьи, скорее всего, станет Китай».
«Предохранительный клапан»
На фоне попыток Китая и России наращивать влияние в регионе Япония может послужить для среднеазиатских стран «предохранительным клапаном». По словам экспертов, торговля с Японией и японские инвестиции способны снизить зависимость Средней Азии от Китая и России и укрепить ее экономическую стабильность.
После воскресных переговоров с Абэ Каримов неожиданно посетил встречу с японскими топ-менеджерами.
«Аналогичные вещи пытаются делать несколько стран, но Япония делает их наиболее прозрачным и эффективным образом», — заявил им президент Узбекистана.
Примечание: «Один пояс, один путь» — экономический план, предложенный в 2013 году китайским президентом Си Цзиньпином (Xi Jinping) и включающий в себя «Экономический пояс Шелкового пути» и «Морской Шелковый путь 21-го века». В рамках инициативы предполагается совершенствовать инфраструктуру — в частности, порты, автомобильные дороги и железные дороги — в странах, расположенных на этих двух путях. Часть проектов будет оплачиваться из созданного Азиатским банком инфраструктурных инвестиций «фонда Шелкового пути» объемом в 40 миллиардов долларов.