Когда Владимир Плахотнюк совершил политическое «убийство» Владимира Филата, тем самым он начал процесс разрушения криминально-олигархической системы, центром которой был сам. После этого Николае Тимофти уничтожил самого Плахотнюка, объявив его коррумпированным политиком, а затем фактически покончил с собой. Гимпу как политик тоже умер. Это — начало конца режима, который долгое время выстраивался как система единоличного феодального правления одного человека над всей страной. Молдавию кукловод считает своим поместьем. Но это не нравится народу Молдавии. Уже одно то, что в воскресенье 24 января сорвался провластный митинг в поддержку кабинета Филипа, говорит о многом. Демпартия призвала народ участвовать в 60-тысячной акции, но организаторы вовремя сообразили: массы могут просто-напросто влиться в ряды объединенной оппозиции и начать кричать: «Долой Плахотнюка!».
Политическая магия
Ранее «Молдавские ведомости» указывали, что снятие иммунитета с Владимира Филата 15 октября 2015 года и его арест в молдавском парламенте были чем-то вроде ритуала политической магии. Смысл происходящего тогда уловил и сам Филат, назвав себя «жертвой». А последующие события подтвердили, что тогда был намеренно разыгран сценарий политического «убийства» лидера ЛДПМ (и его партии). Рейтинг либерал-демократов резко упал, партию стали покидать первичные организации в полном составе. Фракция в парламенте раскололась и сильно сократилась. А сам Влад Филат стал фигурой крайне одиозной, и его возращение в политику в прежнем качестве уже маловероятно.
Хоть Филат был номером вторым, но он недвусмысленно представлял олигархическую систему, сложившуюся в Молдавии. Поэтому независимо от того, вкладывали ли магический смысл организаторы в политическое «убийство» Филата в парламенте или нет, ритуал сработал. И мы теперь видим в событиях последних дней, как ниточка от лидера ЛДПМ потянулась к другим действующим лицам олигархической системы, и странным образом произошло несколько новых политических «убийств». Подтверждения того, что это именно политические «смерти», придут чуть позже, так как умирание общественных деятелей происходит не мгновенно и, как правило, растянуто во времени. Но ключевое событие всегда выделяется, на него только нужно обратить внимание и точно оценить.
Плахотнюк допускает ошибку
После того как Филат был удален с политической сцены, Плахотнюк как глава криминально-олигархического синдиката, захватившего Молдавию, оказался один на один с народом. Если раньше часть массового недовольства оттягивал на себя бывший лидер ЛДПМ, то теперь все критические копья летят в одну мишень. Плахотнюк превратился для граждан Молдавии в «абсолютное зло». На самодельных плакатах протестующие пишут то, что они чувствуют: «Плахотнюк — дьявол». И независимо от того, причастен ли он к новым бедам, но особенно, если из-за событий действительно выглядывают «уши» олигарха, вся сила народного гнева обращается теперь только на него. И последние события, когда после скоропалительного утверждения правительства протестующие попытались захватить парламент, зафиксировали накал общественного недовольства.
Когда Плахотнюк упрятал олигарха номер два за решетку, он, вероятно, подумал, что теперь у него реальных противников больше нет, и пришло время, когда он сможет открыто и единолично властвовать в Молдавии. Отколов от ПКРМ 14 «иуд», а от ЛДПМ еще семерых, олигарх расслабился. И допустил ошибку. Зная, что имеет высокий отрицательный рейтинг, он мог бы позаботиться о том, чтобы добавить в свой негативный образ положительных красок, переформатировать самого себя в глазах людей. Имея в своем распоряжении столько телеканалов, СМИ и «тайных агентов» в виде блогеров, можно было бы реализовать поэтапный сценарий возврата общественного доверия.
Вспомним, как постепенно «сходился» с народом Ренато Усатый. Для этого он использовал разные инструменты, включая щедрую помощь, концерты звезд эстрады и благотворительность. Свой путь к доверию граждан искал и Игорь Додон, например, используя проект «Решение» («Солуцие») и другие методы. И Додону, и Усатому народ тоже имел за что попенять, как и любому. И мы видим, что, в принципе, подобные задачи в Молдавии достижимы. Однако Плахотнюк решил пренебречь фактором общественного мнения, народным пониманием и симпатией. И взял себе в помощники хитрость, наглость и административный ресурс в форме принуждения.
Апостолы Плахотнюка
На митинг поддержки, где Плахотнюк должен был выступить с посланием народу, людей, как сообщали пользователи социальных сетей, заставляло выйти начальство, использовались угрозы и административная власть. Жизнь богата на выдумку, и так произошло, что поддержать олигарха вывезли 12 пациентов психоневрологического интерната из села Бэдичень Сорокского района. Что любопытно, кто это сделал, установить не удалось. Сотрудница интерната сказала, что не может объяснить, кто это случилось. «Я не была с ними и не могу вам сказать, кто приказал привезти их туда. Поговорите с директором, только сейчас он находится на бюллетене и не сможет вам ответить», — уточнила она. Кому надо потом разберутся с директором, а мы с вами обратим внимание на цифру душевнобольных.
Это сакральное число — 12. У Христа было 12 апостолов, в году 12 месяцев, дюжина — это 12, у Карла Великого были его 12 паладинов, 12 рыцарей следовали за Брунгильдой, утверждается также, что «12 семей правят миром», и у Оушена было 12 друзей и т.д. У Влада Плахотнюка оказалось 12 душевнобольных сторонников. А сам митинг проходил 13 января. 13 — это дюжина, только чертова. Олигарх вышел на сцену в окружении рослых охранников с пуленепробиваемыми зонтиками в руках. По его лицу было видно, что он тщательно готовился к этой встрече. Бронзовый загар намекал на теплые моря и жгучее солнце. Плахотнюк пообещал заботиться о людях и возродить Молдавию, а потом сказал странную фразу: «Мы — глас народа». Удивительная у нас страна! Здесь можно присвоить все, даже глас народа. Однако масштабный митинг олигарху не помог. Просто «Аннушка масло ужекупила, причем не только купила, но и пролила».
Кто «застрелил» Плахотнюка «ядовитой» пулей
Невозможно было заранее предугадать, кто именно выступит «орудием» судьбы. Когда ДПМ назвала Влада Плахотнюка кандидатом в премьер-министры, появился и тот, кому суждено было сыграть роль политического «убийцы» олигарха номер один. Но почему «убийство»? Об этом говорят обстоятельства. О том, что Влад Плахотнюк становится кандидатом в премьер-министры от парламентского большинства, было объявлено на митинге (о котором шла речь выше). ДПМ и ее закулисный хозяин долго шли к должности главы правительства. Фактически они зачистили все политическое поле, устранив конкурентов или подчинив их. И вот, когда до цели оставалось совсем чуть-чуть, и кандидат был, как птица на взлете, последовал неожиданный «выстрел».
Если бы кандидатуру Плахотнюка отклонил бывший президент Воронин, или Лучинский, или первый глава государства Снегур, в этом не было бы ничего необычного и убийственного. Просто — неудача, отказ. С кем не бывает. Но когда самому влиятельному человеку страны дает от ворот поворот тот, кого в стране не уважают, над кем насмехаются и ни во что не ставят, словом, личность неавторитетная, «немая утка», а на самом деле, в общем-то, политический «труп», то это совсем другая ситуация. Отказ Николае Тимофти был публичным унижением. Более того, в Плахотнюка стреляли «ядовитой» пулей! Мотивируя свой отказ, Тимофти объяснил: «Президент считает, что существуют обоснованные подозрения, что г-н Плахотнюк не соответствует критериям неподкупности и честности, необходимым для его назначения на пост премьер-министра». То, что совершил Николае Тимофти было похоже на восклицание мальчика из сказки: «А король-то голый!».
Теперь звезда Плахотнюка будет неуклонно клониться к закату. И с ним произойдет то, что случилось с Филатом после того, как Конституционный суд отказал ему в праве претендовать на пост премьер-министра страны из-за подозрения в коррупции. Бумеранг, когда-то запущенный Плахотнюком, возвращается к нему самому. И день 13 января для олигарха номер один стал роковым.
Гальванизация политического трупа и новая безвременная кончина
С Николае Тимофти произошла странная история. Все четыре года после избрания президентом он находился как бы в состоянии политического анабиоза. Он был как тот «замороженный», которого нашли во льдах и которому дали шанс вернуться к жизни. Неожиданно для всех в течение суток «замороженный» вдруг ожил. Как будто кто-то гальванизировал политический «труп», и он стал действовать, словно живой организм. Как мы знаем, все продолжалось недолго. Отказав Плахотнюку в праве быть кандидатом в премьер-министры, Тимофти менее чем через сутки, вернулся в исходное состояние, согласившись назначить Филипа кандидатом на пост главы правительства.
Он мог стать национальным героем, ему могли простить все эти четыре года политического «анабиоза», его невнятную речь у румынского посольства, и то, что он награждал кого надо и не надо, и что вел переговоры с властями Румынии о возможном объединении двух стран. Он мог стать самым любимым молдавским президентом. Если бы он отклонил кандидатуру Филипа и назначил досрочные выборы. Но Тимофти оказался «падающей звездой». Очнувшись на сутки, он вновь впал в анабиоз. И, похоже, уже навсегда, так произошла его безвременная политическая «кончина».
Гимпу проводили в последний политический путь
Михай Гимпу почувствовал, что в его жизни резко что-то изменилось, когда ему пришлось натягивать на себя форму полицейского, чтобы покинуть осажденный парламент 20 января после голосования за кандидатуру Павла Филипа. Если в апреле 2009 года ему казалось, что он народный герой, и немного революционер, и тот, кто совершает над преступной властью праведный суд, то теперь все изменилось с точностью до наоборот. Сейчас именно он оказался в шкуре той власти, которую ненавидит и презирает народ, вышедший на протест. И для того, чтобы оказаться в безопасном месте, главному либералу пришлось, как Керенскому, устраивать карнавал.
После того, как Гимпу и его коллеги по партии проголосовали за кандидата Плахотнюка, все вдруг стало фальшивым. Его разговоры о «руке Москвы» и деятельности КГБ в Молдавии, призывы интегрироваться в Европу и особенно объединиться с Румынией, все оказалось недостоверным. Как будто кто-то взял и подменил суть. Этим кем-то оказался сам Михай Гимпу, вставший ради денег и постов на сторону антинародного режима. Кто он есть на самом деле — Гимпу смог понять, когда вышел переодетым в полицейского из парламента и пошел мимо толпы, где его узнали, прокляли, назвали настоящее имя — «Иуда» и даже хотели побить. Однако от народной расправы Гимпу спасли русскоязычные ребята, которых он всю жизнь ненавидел и называл «врагами нации». Они передали горе-политика отряду спецназа.
Этот эпизод широко обсуждался в обществе и в СМИ. Очень быстро удалось разоблачить версию Гимпу и племянника о сотрясении мозга от побоев и залитой кровью голове. Одни говорили, что Гимпу получил по заслугам и к нему вернулось то зло, которое он сеял, когда натравливал одну нацию на другую, левый берег Днестра на правый. Другие вступились за него, осуждая попытку расправы толпы над политиком. Однако во всей этой истории главное совсем другое. Стало очевидно, что Гимпу как политик умер. Теперь он только кукла, у которой есть хозяин, и этот факт теперь известен всем. А тогда, вечером, после голосования в парламенте за Филипа, люди проводили переодетого в полицейского Гимпу в последний путь, отправив на политическое кладбище.
Неудачные политические роды
Больше всех не повезло Павлу Филипу. Судьба ему дала шанс войти в молдавскую политику, так как должность премьер-министра это предполагает. Однако с самого начала все не заладилось. Его политические «роды» оказались преждевременными. Срочное выдвижение кандидатом в премьеры, после того как Тимофти отклонил Плахотнюка, означало только одно — Филипа делают «эрзац»-премьером. Руководить правительством из тени будет олигарх номер один. Подготовка программы деятельности, а также встречи с представителями парламентских фракций также были скомканы. За основу был взят план прежнего правительства Валерия Стрельца.
Всего несколькими днями позже назначения кандидатом Филип предстал перед парламентом. Утверждение произошло по укороченной версии, словно программа кандидата и он сам никакого значения не имеют. Всем было ясно, что это лишь новая «марионетка». Из-за взрыва народного негодования покидать парламент новоиспеченному премьеру пришлось, как и депутатам за него проголосовавшим, переодетым, чуть ли не на четвереньках, чтобы не быть узнанным. Но особенно позорной оказалось принесение присяги правительства, организованное тайно от общества, глубокой ночью, под сильной охраной. Спешка и секретность понадобились для того, чтобы народ не сорвал процедуру присяги.
Подобное не происходило ни с одним премьером страны. Таким образом, политические роды оказались неудачными, и Павла Филипа ждет повторение судьбы Тимофти, которого также утверждали в парламенте тайно, под внушительной охраной. Даже к концу президентского срока Тимофти политиком стать не удалось. У нового молдавского премьера времени будет намного меньше, а свободы в действиях фактически никакой. У него за спиной всегда будет стоять Плахотнюк. А это значит, что политической перспективы у Филипа просто нет.
Обратный отсчет начался
Серия политических «смертей» деятелей молдавской правящей элиты четко указывает, что обратный отсчет времени олигархической системы начался. Отправной точкой является день 13 января 2016 года. Однако конец старого режима будет непростым и мучительным. Агония есть агония.