Общенародные выборы президента, которые сейчас разворачиваются в Молдавии, вне всякого сомнения, поставят рекорд по степени лжи, фарисейства и обмана. Они будут напоминать снежный ком, потому что масштаб неправды будет постоянно возрастать.
Фальшивые послания
Напомню, что сам толчок, вызвавший процесс, также был в высшей степени двусмысленным и сомнительным. Безусловно, речь идет о решении Конституционного суда от 4 марта с.г., вызвавшем очень много вопросов. А одно из формирований, ПКРМ, отказалось признать его законным и в выборах не участвует.
Только ленивый еще не сказал о мошенничестве со списками избирателей. Удивительно, но число избирателей превышает количество граждан страны, включая мигрантов, живущих и работающих за границей.
Уже на стадии сбора подписей властью на полную катушку используется административный ресурс, а из СМИ, принадлежащих Владимиру Плахотнюку и имеющих статус монополии, грязь и ложь льются бурными потоками. Если так пойдет и дальше, то избиратели имеют полное право потребовать, чтобы им выдали «противогазы» и средства специальной защиты. Иначе ко второму туру поражены будут все.
Однако больше всего лжи и фарисейства мы увидим в момент, когда кандидаты начнут свою пропагандистскую кампанию. Так как большинство идей и предвыборных посланий изначально являются фальшивыми и неосуществимыми.
Беглый и поверхностный взгляд обнаруживает несколько таких «главных идей или линий поведения». Так, политолог Игорь Боцан отметил четыре главных более-менее узнаваемых предвыборных послания.
Проевропейская дурилка
Первая идея — проевропейская. ДПМ, НЕПМ и другие политические силы вновь собираются вскочить на коня евроинтеграции и прийти к финишу первыми. И у них больше всего препятствий. Главное среди этих препятствий — они сами. За семь лет так извратить и скомпрометировать европейский вектор нужно еще уметь.
Никогда Молдавия не была так далеко от реализации идеи вхождения в ЕС как сегодня.
Но лживой проевропейская пропаганда является не только потому, что ее используют люди, скомпрометировавшие себя.
Существует несколько важных факторов, которые делают воплощение идей евроинтеграции в принципе невозможным в ближайшее время.
Долгий путь к краху
Годы, прошедшие после подписания соглашения об ассоциации Молдавии и ЕС, привели к экономическому краху. Страна подошла к стадии банкротства, когда без внешней помощи уже решать свои внутренние проблемы не может. Молдавия превратилась в страну-инвалида. Без финансовых инъекций извне она, если все будет продолжаться так, как было до сих пор, дойдет до состояния комы. Падение экспорта в ЕС и импорта при вновь открывшихся возможностях — убийственный аргумент. Доказывает это и попытки нынешней власти восстановить экономические связи с Россией. Ожидать прогресса в экономике без восстановления торговых контактов с Востоком, вряд ли получится. В такой ситуации приходить к избирателю со старой песней — лицемерие и, возможно, паранойя.
Усугубляет момент то, что сегодня уже большая часть людей считает, что курс последних семи лет был ошибкой и его нужно пересмотреть, увязывая экономическое будущее с восточным вектором.
Если вы будете проводить политику, которую большая часть населения не поддерживает, рано или поздно вы окажетесь забыты. Это самоубийство. И любой, кто это понимает, а политики обязаны считаться с реальностью, свернет с опасного курса. Спрашивается, зачем же выходить с лживыми обещаниями к электорату? По-привычке? Надеясь на очередной обман? Но разочарование в широких массах достигло уже критической точки. Пропаганда может не сработать, а приписки и подкуп должны принять такие масштабы, когда у Запада может не остаться выбора, кроме как признать их и объявить результаты выборов недействительными.
В конце концов, постоянно, поддерживать неразборчивую в средствах власть США и ЕС не могут. Они уже не хотят окончательно утратить остатки уважения и поддержки населения по отношению к себе самим. Давать индульгенции вору и преступнику в надежде, что он исправится, больше одного раза нельзя. И лимит уже исчерпан.
«Держитесь за Путина»
Но продвижение проевропейского вектора на выборах делает в высшей степени двусмысленным, если не прямым обманом, быстро меняющаяся ситуация в самом ЕС.
Как в свое время СССР, сегодня ЕС не справляется с возникающими вызовами. И серьезные политики, такие, например, как бывший премьер-министр Италии Энрико Летта, говорят, что нынешней Европы через год уже не будет. И дело не в выходе Великобритании из ЕС. А в том, что «есть много областей, в которых нет никаких ответов на национальном уровне. Это такие проблемы, как борьба с терроризмом или управление потоками беженцев. Это разные проблемы, но общее у них то, что для них нужно общеевропейское решение. Если нет европейских решений, эффективных ответов, то все сводится только к политическим дискуссиям. По этой причине популистские партии занимают такие высокие позиции в опросах общественного мнения. Нет четких решений проблем, волнующих людей, и граждане реагируют на это».
Безусловно, не все жители Молдавии следят за политическими дискуссиями в Европе. Но из-за того, что большое количество молдаван работает в европейских странах и контакты на бытовом уровне участились (скажем, с теми же гражданами Румынии), понимание ситуации молдаванами становится ясным и адекватным. Доходит до того, что румынские таможенники в частных беседах упрашивают молдаван: «Не повторяйте нашей ошибки с ЕС, держитесь за Путина».
Преднамеренный обман
Предвыборные баталии за океаном также не предвещают жителям Молдавии ничего хорошего.
Выражаемые Дональдом Трампом мысли и послания к избирателям указывают на близость перемен в американской внешней политике.
Последние казусы с Бараком Обамой на саммите G-20 в Китае и президентом Филиппин, и прежде всего ситуация в Сирии, демонстрируют, что США постепенно утрачивает лидерские позиции в мире. И у государства не так много ресурсов, чтобы восстановить свой статус-кво. Формируется другой, многополярный мир, в котором азиатский регион и Россия будут играть более значительную роль. В таком контексте проевропейские лозунги на выборах не только выглядят не отражающими действительность, но и опасным заблуждением. Либо, скорее всего, являются преднамеренным обманом.
Если это понимают избиратели, то почему простые истины не доходят до политиков? Кому нужен президент, не способный предвидеть своего следующего шага?
Судьи с мышлением бригадира уже не прокатят.
Вот почему (в главном) так называемая проевропейская идея выглядит неубедительной в глазах избирателей, и ее продвижение кандидатами — фарисейство и обман, рассчитанный на слепых и дезориентированных, либо плохо информированных людей.
Как связаны ЕС и борьба с олигархами?
Политологи делят евроинтеграторов на две части — «чистых» и тех, кто использует антиолигархическую компоненту.
Казалось бы, настрой на борьбу с олигархами, должен придать европейской идее »человеческое» лицо. На самом деле такой симбиоз опасен для сторонников борьбы с олигархами, так как бросает на них тень, опошляет и выставляет в роли глупых мечтателей. И, кроме того, низводит политическую борьбу до уровня борьбы кланов, не поделивших бизнес и государственный бюджет. Вот почему соединение двух важных лозунгов содержит элемент фальши. Чтобы избавиться от этого клейма необходимо, чтобы антиолигорхическая компонента ни с чем не соединялась. Избавление Молдавии от олигархов куда более важная задача, чем евроинтеграция и прочее. И кража века, способная раздавить молдавское государство — замечательное тому подтверждение. Пока есть олигархи заклинания о развитии в западном или восточном направлении выглядят уловкой или насмешкой.
Кроме того, необходимо отдавать себе отчет, что Брюссель — всего лишь административная ширма, за которой прячутся мировые корпорации, интернациональная олигархия. Формирование межгосударственного единого экономического пространства создает прекрасные, тепличные условия для появления и развития международных структур, подавляющих национальные интересы во имя гигантской прибыли. И это уже осознали и жители Европы, и политические элиты.
Но не молдавские. Они, наоборот, даже умудрились связать борьбу с олигархией и интеграцию в ЕС.
«Пароль» для унионистов
Отчасти это можно объяснить тем, что проевропейский вектор — это эвфемизм, «пароль» для унионистов. Когда Молдавия внедряет все нормы и положения соглашения об ассоциации с ЕС, она сближается с Румынией, где также функционируют европейские законы.
Но кроме скрытых унионистов, которые спрятали свои тайные планы в одежды евроинтеграции, есть и открытые. Они сознательно разваливают молдавскую государственность, отказывают молдаванам в самобытности и даже не признают особого исторического пути у бессарабцев и жителей приднестровского региона.
Однако, несмотря на большие успехи унионистов — они свободно распространяют свои идеи по ликвидации молдавского государства, находятся во власти в течение многих лет, смогли сделать своего сторонника президентом страны (Тимофти), объединяют информационное и культурное пространство, развивают совместные экономические проекты, тем не менее, возможность объединения выглядит на деле призрачной.
Во-первых, объединение двух государств — дело дорогостоящее. Например, в Германии, несмотря на многомиллиардные инвестиции, все проблемы по-прежнему не решены.
У Румынии таких ресурсов нет. С большим трудом выделили Молдавии для поддержания штанов 150 миллионов евро. Разве кто-то заметил эти деньги?
Надеяться на европейские фонды не приходится. Молдавские жулики уже себя показали. Да и с какой стати европейцам оплачивать чьи-то мечтания? Из-за мигрантов у них теперь своих проблем столько, что ресурсов не хватает.
Внутренние и внешние факторы против объединения
Во-вторых, как показало выступление посла США в Молдавии Джеймса Петтита, великие державы придерживаются одинаковой позиции по поводу «унири». То есть внешний фактор никак не способствует процессу. Перепрыгнуть его нельзя. Могут дать по шапке и по шаловливым ручкам.
Но главное — внутренние обстоятельства. Население в подавляющем своем большинстве выступает против объединения Молдавии и Румынии. Важно то, что противники регионально сконцентрированы — на востоке (Приднестровье), севере (Бельцы) и юге (Гагаузская автономия).
Единственно, к чему могут привести решительные действия в такой ситуации — распад страны с непредсказуемыми последствиями.
Местные элиты также осознают, что они могут получать свои коррупционные дивиденды, только пока на карте есть такая страна — Молдавия.
С приходом румын вся эта прогнившая прослойка будет удалена. И даже, возможно, заменена на русскоговорящих (в силу разных причин).
Таким образом, объективно оценивая, шансов на объединение очень-очень мало. Столетний юбилей унири в 2018 г., конечно, может придать сил и вдохновения. Но тектоническим процессам в геополитике так скоро время не придет.
Безусловно, самоубийство никогда нельзя исключать. Но существуют признаки, которые показывают, что заинтересованные силы уже работают для предотвращения нехорошего сценария.
Еще не время
В настоящий момент нельзя использовать в качестве основной и идею вступления в Евразийский союз.
Государственные институты Молдавии слишком слабы и нуждаются в консолидации.
Самой евразийской структуре еще нужно время для закрепления восходящего тренда. Если государства экономически стагнируют, они не могут быть сильным магнитом для своих соседей или других стран. Возможно, мы увидим рывок, но это будет другая история.
Также вносит серьезную неопределенность фактор Украины. Пока здесь не произойдет стабилизация ситуации и восстановление нормальных отношений с Россией, Молдавии придется ждать.
И кроме этого, внедрение соглашения об ассоциации Молдавии с ЕС не совместимо с интеграцией на Восток.
Так что молдавским властям прежде, чем объявлять о присоединении к Евразийскому экономическому союзу нужно выполнить серьезное «домашнее задание».
Как не выглядеть фарисеем и лжецом?
Завершая обзор главных электоральных идей, нужно подчеркнуть, чтобы не выглядеть фарисеями и лжецами кандидаты в президенты должны предлагать избирателям «внутреннюю» повестку дня.
Но и здесь все не так просто. Так как предложения соискателей должны вписаться в полномочия главы молдавского государства. В Молдавии же подавляющее большинство вопросов решает парламент.
Как действовать в возникшей ситуации — отдельная тема.
И пока не началась агитация, есть время подумать над посланием к избирателям. Стоит ли предлагать отчаявшимся людям электоральные дурилки, обманывать их далекой геополитической перспективой?
Ответив на этот вопрос, каждый из кандидатов вскоре покажет свое истинное лицо.