13 февраля 1940 года было днем драматических событий для министра иностранных дел Финляндии Вяйне Таннера (Väinö Tanner). Все началось ранним утром, когда была прочитана шифрованная телеграмма, отправленная посольством Финляндии в Стокгольме премьер-министру Ристо Рюти (Risto Ryti). Она была составлена, скорее всего, государственным деятелем Тойво Кивимяки (Toivo Kivimäki) и сообщала о том, что прибывшие в Стокгольм немцы хотели бы обговорить некоторые экономические вопросы с уполномоченным Рюти лицом.
По словам немцев, речь должна была пойти о том, как Германия и Финляндия могли бы выйти из сложного положения. Германию беспокоили сложности с сырьем, проблема Финляндии заключалась в Зимней войне и условиях заключения мира с Советским Союзом.
В своих воспоминаниях Таннер описывает события этого дня как очень печальные. Министр иностранных дел Швеции Кристиан Гюнтер (Christian Günther) отнесся к оказанию военной помощи Финляндии западными странами и Швецией отрицательно. Когда Таннер вернулся домой, позвонил Рюти и сообщил, что фронт в районе населенного пункта Сумма прорван.
Таннер нигде не упоминал переговоры с немцами, никаких документов об этом также не осталось, но совершенно очевидно, что Рюти тайно встретился с ними.
Что пообещали Германии?
Профессор Хейкки Юликангас (Heikki Ylikangas) считает, что командующий Военно-воздушными силами Германии Герман Геринг рекомендовал Кивимяки 22 апреля в Берлине заключить мирный договор с Советским Союзом на любых условиях, потому что Финляндия получила бы все территории назад сполна, после того как в ближайшем будущем Германия нападет на Советский Союз. По неоднозначной версии Юликангаса, Рюти и Таннер не стали спорить и начали готовить Финляндию к войне-реваншу при поддержке Германии.
Юликангас не пишет, должна ли была Финляндия сделать что-то взамен. Можно предположить, что Германия не обещала создания Великой Финляндии лишь за партнерство в войне, на весы должно было быть положено больше. Поскольку Кивимяки отправился по совету Рюти продолжать переговоры с Герингом в Стокгольм, речь шла о том, что Таннер пообещал немцам ранее.
Борьба за никель Петсамо
В соответствии с традиционными представлениями, Германия заинтересовалась Петсамо после заключения мира в Зимней войне, то есть весной 1940 года, но эта версия не соответствует действительности. Германия безудержно стремилась к никелю Петсамо, начиная с 1920-х годов.
Причина очень проста. Собственные запасы жизненно важного для военной промышленности никеля составляли у Германии всего 5%, таким образом, почти весь необходимый ей никель она получала из Канады. Представители военной промышленности понимали, что в военной обстановке поставки из-за океана могут прекратиться из-за экономической блокады западных стран, как это уже случилось во время Первой мировой войны. Надо было найти замену этому источнику. В Европе такой объем можно было найти только в Петсамо.
Проблема состояла в том, что рудник в Петсамо был передан Финляндией под управление англо-канадской компании The Mond Nickel Company (Mond). Адольф Гитлер постоянно давал понять Финляндии, что он добьется своего в Петсамо тем или иным способом, и что таких способов достаточно, так как Советский Союз угрожает Финляндии. Ведущие финские политики все же не хотели принимать решение в пользу Германии, чтобы Финляндию не считали страной, добровольно поддерживающей военные намерения Гитлера.
Весной 1939 года Гитлер предложил Финляндии заключить договор о ненападении, в соответствии с первым параграфом которого Финляндия обязывалась не оказывать содействия врагам Германии в случае войны. Гитлер стремился к тому, чтобы при нападении Германии на Польшу Англии пришлось бы хорошо подумать, объявлять ли войну Германии в соответствии с данными ей Польше гарантиями обеспечения безопасности или нет. В случае объявления Англией войны Финляндия разорвала бы все экономические обязательства, данные Англии, в пользу Германии. В том числе это касалось бы и разрешения на деятельность компании Mond. Если бы она не объявила войну, Германия смогла бы продолжать свою агрессивную политику таким образом, что поставки никеля из Канады продолжались.
В Лондоне сразу поняли цель Германии в Петсамо. Финляндия отказалась от предложения Гитлера, ведь положительный ответ был бы расценен в мире как отказ от политики нейтралитета в пользу Германии. После этого Гитлер начал сближаться с советским лидером Иосифом Сталиным, в том числе, и по вопросу Финляндии.
Изгнать дьявола с помощью Вельзевула
Согласно самым распространенным трактовкам финской истории, Финляндия была включена в зону интересов Советского Союза 23 августа 1939 года в рамках секретного дополнительного протокола заключенного в Москве Пакта Молотова-Риббентропа. В источниках все же есть указание на то, что вопрос о Финляндии оставался пока открытым. Германии не давали покоя настолько большие выгоды, и Гитлер не хотел отдавать Финляндию в сферу интересов Советского Союза сходу.
Мир волновали слухи о том, что судьба Финляндии была решена в Кремле, но дипломатия и печать Германии отрицали это и требовали безоговорочного соблюдения Финляндией нейтралитета. И никакая третья страна не могла его нарушить. Таким образом, указывалось на то, что Финляндия должна отменить права компании Mond в пользу Германии. Если этого не произойдет, Германия сделает свои выводы.
Своему ближайшему окружению Гитлер сказал, что собирается изгнать с помощью Вельзевула (Советского Союза) Сатану (Англию). Руководителям Третьего рейха дали понять, что Финляндию заставят делать поставки Германии.
В 1939 году Финляндия изменила законодательство таким образом, что военное положение можно было ввести практически в любое время. Слухи о том, что она попала в сферу интересов Советского Союза, сделали это возможным. При этом Финляндия могла бы вмешаться в права компании Mond на добычу никеля в рамках исполнения параграфа о военном положении. Этого Германия ждала зря. Когда Риббентроп снова отправился в Москву, Германия и Советский Союз заключили 28 сентября договор «О дружбе и границе», в соответствии с которым Финляндия попадала в сферу интересов Советского Союза.
Поворот после Майнильского инцидента
Интерес Германии к никелю Петсамо все же не иссяк. Она хотела решить его на правительственном уровне. Производящая никель IG Farbenindustrie настаивала на том, что «в изменившейся коренным образом политической обстановке» и, соблюдая параграф о военном положении, Финляндия должна быть заинтересована направлять никель из Петсамо в Германию.
Поскольку Финляндия не соглашалась, входящий в ближайшее окружение Гитлера специалист в области горнорудной промышленности, советник Гитлера по экономическим вопросам Вильгельм Кепплер (Wilhelm Keppler) в угрожающей форме потребовал от исполнительного директора завода в городе Оутокумпу Ээро Мякинена (Eero Mäkisen) обещания перевести производство никеля в Германию. Это произошло во время визита Мякинена в Берлин в середине ноября. Через четыре дня произошел Майнильский инцидент.
Комитет по закупкам, который возглавлял Рюти, постановил, что Финляндия будет в дальнейшем приобретать оружие, продавая руду и металлы в страны, ведущие торговлю на клиринговой основе, то есть в Германию. Рюти требовалось, однако, политическое и юридическое обоснование для одобрения прекращения прав компании Mond, и пограничный инцидент предоставил ему их.
Входящий в ближайшее окружение Рюти директор-распорядитель Союза промышленников Матти Вильянен (Matti Viljanen) тайно связался в Берлине с политическим руководством, призывая Финляндию начать переговоры об отзыве разрешения на ведение деятельности компании Mond в соответствии параграфом о военном положении. Однако реакции министра иностранных дел Эльяса Эркко (Eljas Erkko) не последовало. Началась Зимняя война.
Гитлер хотел наказать финнов
Вошедшие в новое правительство Рюти и Таннер сразу же приступили к созданию в Берлине организации, приобретающей в Германии оружие в обмен на руду и металл. От Геринга финны узнали, что Германия хотела, чтобы никелевые рудники Петсамо не принадлежали ни Англии, ни Советскому Союзу.
Уже в декабре правительство Рюти известило Берлин о том, что оно готово признать территориальные требования Советского Союза, в том числе, передать военную базу на полуострове Ханко при условии возвращения Сталиным оккупированного Красной армией Петсамо. Однако у Гитлера были причины сохранять хорошие отношения со Сталиным в начале Зимней войны, а заодно и наказать упрямых финнов, так что Зимняя война затянулась.
Все, однако, быстро изменилось в конце января 1940 года. Германия и Советский Союз пришли к взаимопониманию в экономических вопросах, и Германия получила от Москвы разрешение отправить корабли за товаром. В свою очередь, правительство Советского Союза выразило готовность провести переговоры с правительством Рюти. В феврале стало ясно, что Советский Союз возвращает Петсамо Финляндии, но за это требует территории в Карелии большей площади, чем он требовал раньше.
Для Финляндии и Германии тоже настало время для ведения тайных переговоров. Переговоры проводились в Стокгольме, куда Таннеру пришлось поехать якобы для того, чтобы просить официальной военной помощи у Швеции или западных стран, противником чего он на самом деле являлся.
Обещания Таннера Германии
О чем же договорились в Стокгольме?
Масса косвенных доказательств, которые здесь нет возможности подробно прокомментировать, говорят в пользу того, что Таннер пообещал начать поставки никеля из Петсамо в Германию.
После возвращения министра иностранных дел на родину, Рюти отправил Кивимяки в Берлин для продолжения переговоров, во время которых Геринг и дал вышеупомянутое устное обещание о возвращении территориальных потерь даже в большем размере, но, конечно, при условии, что Германия сначала разгромит западные страны. Германия не могла дать такого обещания, не имея уверенности в том, что она получит никель Петсамо, так как никеля, добываемого на ее территории, а так же доставшегося в качестве военного трофея, не хватало для ведения продолжительной войны с Советским Союзом.
Вопреки Конституции, правительство Рюти сохранило режим военного положения после заключения мира в Зимней войне. Это самое убедительное свидетельство того, что Финляндия пообещала поставлять никель Германии.
Не является просто совпадением то, что в те же дни, когда Финляндия лишала компанию Mond прав на добычу никеля в период перемирия, обосновав это параграфом об отсутствии разрешения на его добычу в период военного положения, Гитлер принимает план «Барбаросса» — план операции на Восток. Это совпадение по времени было согласовано уже во время Зимней войны.
Автор статьи — магистр философии, журналист и автор научной литературы. Автор исследования «Тайная стратегия Зимней войны. Поставки никеля на фронт Германии».