Прошло почти тридцать лет с момента издания «Исламским движением сопротивления» (ХАМАС) во время первой палестинской интифады первого политического документа, закрепляющего основные идеологические позиции. Несколько дней назад был издан новый политический документ под названием «Общие принципы и политика ХАМАСа». Что же нового в политической мысли «Исламского движения сопротивления»? Именно на этот вопрос мы и постараемся ответить.
Во-первых, в новом документе ХАМАС отказывается от связей с группировкой «Братья-мусульмане». Они представляют себя, как «мусульманское палестинское национальное движение освобождения и сопротивления», не упоминая свою принадлежность к «Братьям-мусульманам», как это было ранее в старом документе, в котором ХАМАС значился как «один из филиалов «Братьев-мусульман» в Палестине. Можно предположить, что это своеобразный ответ на арабское региональное давление, которое побуждает эту партию отделиться от «Братьев-мусульман».
Во-вторых, в новом документе была определена главная цель ХАМАС, а именно: «освобождение Палестины и противостояние сионистскому проекту». В старом документе еще в качестве цели упоминалось построение исламского государства. Однако на этот раз этот пункт был опущен. Судя по всему, это часть перехода к палестинской национальной риторике и попытка отойти от традиционного религиозного дискурса.
В-четвертых, была подчеркнута роль палестинской личности в определении палестинского народа с точки зрения «всех его религиозных, культурных и политических составляющих». Акцент сделан на том, что «палестинская личность — это основное качество», которое определяет национальность, а также отделяется от веры и убеждений. В старом документе понятие веры неразрывно было связано с родиной и патриотизмом согласно концепции Сейида Кутба о том, что мусульманин имеет непрерывную связь со своей верой и убеждениями.
В-пятых, текст нового документа четко отражает желание ХАМАС дистанцироваться от всех исламских экстремистских группировок, которые осуществляют свою деятельность в регионе и имеют плохую международную репутацию. В главе «Палестина и ислам» подтверждаются намерения этого движения: «Мы полностью понимаем ислам». Более того, сделан акцент на ценности мира в исламе, терпимости, мирного сосуществования и культурного созидания. Подтверждается, что ислам выступает против экстремизма, сектантства и этнической нетерпимости. Однако во время издания старой хартии проблема экстремизма еще не обсуждалась на международном уровне.
Также в новом документе говорится о различиях между евреями и иудаизмом как небесной религией с одной стороны, и сионистами и сионизмом как расистским враждебным экспансионистском проектом — с другой. Они использовали иудаизм таким образом, чтобы он внес свой вклад в сионистский колониальный проект. Спонсировали то, что известно под названием еврейская проблема, а также способствовали преследованию евреев в Европе для достижения своих целей. Нужно заметить, что в старой хартии не было такого глубоко и точного понимания в разделении этих понятий.
Седьмым новым понятием в документе стала глава о палестинской политической системе, в которой Организация освобождения Палестины (ООП) выступает как общенациональная структура и «Исламское движение сопротивления» входит в нее в связи «необходимостью развития и восстановления демократии и обеспечения участия всех "компонентов" среди палестинского народа с целью отстаивания палестинских прав». Текст старого устава гласил, что условием для ее вступления в ООП будет принятие ислама: «В день, когда ислам станет для Организации освобождения Палестины образом жизни, мы станем ее солдатами и будем полностью ее поддерживать».
Также в новом документе в главе «Оккупация и политическое урегулирование» акцент смещается в сторону принятия постепенного решения по палестинской проблеме. ХАМАС считает, что необходимо создание независимого палестинского государства с полным суверенитетом со столицей в Иерусалиме в соответствии с принципами и правилами 4 июня 1967 года, то есть возвращением беженцев и эмигрантов в свои дома, из которых они были насильно выселены. Однако все это должно происходить совместно и общими усилиями с властями Израиля. В прежнем документе категорически отвергалось временное решение проблемы и не допускались любые проекты урегулирования.
В конечном счете, новые понятия в политической мысли движения ХАМАС выражены в следующем: во-первых, смещение риторики в сторону палестинского национализма, которого придерживается ООП за счет сокращения исламского контекста, ассоциирующегося с «Братьями-мусульманами». Во-вторых, переход к поэтапной стратегии освобождения, включающей в себя «программу из 10 пунктов», инициатором которой в 1974 году была ООП. Однако план был подвергнут большим изменениям и спустя почти двадцать лет был упомянут в соглашениях в Осло. Разве такое развитие послужит на благо освободительному проекту?!