В течение десятилетий в арабском мире ведется игра. Западными учреждениями (в основном американскими и британскими) в прямом и непрямом союзе с Израилем и сионистским движением были разработаны стратегические планы относительно разделения региона на этнические, религиозные, племенные и клановые «кантоны», так что игра продолжается! В этом контексте необходимо определить причины, а также вспомогательные факторы успеха этих учреждений в продвижении проектов по разделению Ближнего Востока. При этом, как оказалось, они зачастую выполняют свою роль, не прибегая к прямому вмешательству. Напротив, они действуют через «группы давления», мишенью которых являются лица, принимающие решения. Они используют их для того, чтобы достичь своих целей, когда общественное мнение уже сформировано, в частности, в парламентах. Согласны эти лица с ним или нет, их вербуют, мобилизуют, чтобы они поддержали это мнение в процессе принятия решений. Они часто выступают в качестве инициаторов того или иного проекта, однако избегают выражения публичной поддержки его реализации. Иными словами, они работают за кулисами, а обсуждением решения уже занимаются исследователи и СМИ. Так каковы причины и факторы успеха вышеуказанных учреждений?
Во-первых, это то, что мыслители называют «склонностью к колониализму». Успех колонизаторов заключается в том, что они предлагают привлекательный образ жизни и мышления, заставляют людей принять границы, которые чертит колонизатор, и даже защищать их. Все это является результатом того, что колонизаторы убеждают колониальные народы в том, что они неспособны самостоятельно управлять своей жизнью, так что вскоре они перестают верить в то, что сопротивление может обернуться успехом.
В-третьих, это арабские режимы. Следствиями их существования как для арабского мира, так и для граждан этих государств стали лишение прав и свобод, репрессии, угнетение, отсталость и разрушения. Таким образом, в арабских странах в период независимости не удалось создать гражданское общество, обеспечить лояльность граждан по отношению к государству. Иными словами, в них лишь обеспечивались интересы правящей элиты. Все это происходило в ущерб гражданству на фоне роста числа сегментов общества, которые принято называть маргинальными. Они либо служат интересам режимов, либо интересам экстремистов, часто спонтанно и бессознательно.
В-четвертых, это националистические идеологии. Арабским странам не удалось выдвинуть какую-либо ясную идеологическую доктрину, которая смогла бы объединить в себе идеи различных групп граждан. Это стало причиной дезинтеграции среди националистов, их разделению на национал-социалистов, национал-либералов, светских националистов, а также причиной политических конфликтов.
В-пятых, Ближний Восток во всех отношениях является важной целью для капиталистического колониального Запада. В регионе сосредоточены большие запасы природных ресусов, он имеет самые большие запасы нефти в мире, а высокая плотность населения делают его весьма прибыльным рынком. Кроме всего прочего, Ближний Восток занимает важное стратегическое положение в рамках колониальной системы и имеет выход к зонам влияния в Восточной Азии.
В-шестых, после распада Советского Союза Соединенные Штаты стремились к глобальному лидерству и им, следовательно, было необходимо создать опорные пункты в различных регионах, в частности, на Ближнем Востоке. Последний имеет важное и удобное географическое положение. Так, к примеру, управление боевыми действиями в Афганистане или Ираке осуществляется из Вашингтона или Нью-Йорка. Что касается перекраивания границ в регионе, то оно отвечает военным целям США.
В-седьмых, это израильская безопасность, которая была и остается одним из приоритетов американской стратегии в регионе. Сионистское государство — своего рода наконечник на копье США, который позволяет им достигать в регионе дальних целей. Оно играет очень важную роль в американской политике, особенно после конца колониальной эпохи и завершения американского военного присутствия в развивающихся странах региона, поскольку является альтернативой военной силе, сосредоточенной близко к центру событий и готовой вмешаться в том случае, когда западные интересы оказываются под угрозой.
Все колониальные проекты проистекают из высокомерия тех государств, что обладают силой. Сильное государство понимает, что может делать все, что хочет, пока баланс сил в его пользу, пока его военная мощь превосходит мощь противника. Нужно учитывать и его сотрудничество с сионистским государством и теми странами западного мира, которые в первую очередь пропагандируют идеи и проекты, служащие интересам Израиля и сионистского движения. Среди них ведущее место занимают проекты по переделу арабского мира.
Планы по разделению Ближнего Востока не основывались на заранее подготовленных картах — они разрабатывались на основе демографических характеристик региона (религия, национальность). Так как изменение государственных границ требует достижения народами консенсуса (а последнее, очевидно, сегодня является невыполнимой задачей), чтобы достичь этой цели, колонизаторам потребуется пролить кровь.