Строительство Островецкой АЭС в Белоруссии после долгих и трудных переговоров, протестов непримиримой белорусской и литовской общественности вышло на финишную прямую. Первый реактор будет введен в эксплуатацию в 2019 году, второй — в 2020 году. Это упорство «Росатома» вызвало новый всплеск разногласий в отношениях между странами Балтии, у некоторых наблюдателей возникли даже сомнения в их единстве.
Главным борцом со строительством АЭС выступает Литва — станция сооружается в 50 километрах от Вильнюса, для эксплуатации будет использована вода из реки Вилия, протекающей через столицу республики. Что у протестующих, далеких от технологии производства электроэнергии на атомных станциях, вызывает страх: воды Вилии неизбежно будут заражены радиоактивными веществами.
Минск регулярно призывал Вильнюс успокоиться и не политизировать вопрос. К сожалению, благоразумный призыв не дошел до ушей политиков — в июле во время встречи с вице-президентом США Майком Пенсом президент Литвы Даля Грибаускайте заявила без обиняков: «Демонстрируемая Америкой твердая позиция в отношении геополитических энергетических проектов Кремля имеет исключительное значение в плане возникновения новой угрозы — строительства вблизи границ НАТО небезопасной Белорусской АЭС в Островце, которая может быть использована и как неконвенциональное оружие».
Но я бы не стал критиковать официальный Вильнюс — он старается как может. Правда, за все годы, пока литовские власти забрасывали письмами-страшилками соседей и Евросоюз, им удалось основательно испугать только собственное население. В итоге две трети жителей республики считают, что Островецкая АЭС представляет угрозу безопасности Литвы.
Однако эксперты МАГАТЭ, работавшие в Белоруссии в январе 2017 года, заявили, что власти страны учли все возможные угрозы при проектировании станции. Ими была проанализирована даже авария на АЭС Фукусима в Японии. Вывод специалистов: станция надежна, безопасна и не представляет угрозы экологии.
Мнение самых авторитетных в области атомной энергии экспертов не произвело впечатления на политиков: литовские власти по-прежнему полны решимости осложнить жизнь строителям Островецкой АЭС. Когда стало очевидно, что станция будет построена, возникла новая идея: бойкотировать экспорт электроэнергии, которую она начнет вырабатывать.
В конце августа в парламент Литвы внесен проект разработанного министерством энергетики плана, согласно которому за транзит белорусской и российской электроэнергии будет взиматься дополнительная плата. Кроме того, в нем содержится предложение договориться с сопредельными государствами об ограничениях импорта электроэнергии с новой АЭС.
Но в Латвии и Эстонии борьба Литвы с атомной энергетикой энтузиазма никогда не вызывала. Накануне визита в Белоруссию латвийский министр Эдгарс Ринкевичс заявил, что в его стране не обсуждается вопрос бойкота белорусской электроэнергии. По его словам, Латвия озабоченность Литвы понимает, но вопрос безопасности АЭС обсуждает напрямую с Белоруссией.
Как писала Deutsche Welle, Эстония тоже не станет поддерживать Литву в организации блокады белорусской энергии — в этом нет экономического прагматизма, а политический вред вполне конструктивным отношениям Эстонии и Белоруссии нанесен будет.
Надо признать: Литва с самого начала не имела перспектив найти в Европе союзников в своей борьбе с Островецкой АЭС. Ведь это не единственная станция, которую строит Росатом в ЕС, и именно с теми реакторами, которые еще в 2011 году тогдашний премьер-министр республики Андрюс Кубилюс легкомысленно назвал экспериментальными.
В Венгрии в 2018 году начнется строительство АЭС «Пакш-2», здесь к двум уже работающим блокам прибавится еще два. Страна начнет экспортировать электроэнергию и зарабатывать.
В январе прошлого года в Финляндии состоялась торжественная церемония начала работ по закладке котлована на площадке сооружения финской АЭС «Ханхикиви». Непосредственно строительство станции запланировано, как и в Венгрии, на 2018 год, начало коммерческой эксплуатации — на 2024 год.
МАГАТЭ считает российские реакторы очень надежными, поэтому Росатом строит АЭС не только в Европе или на родине, но и по всему миру — в Китае, Бангладеш, Иране, Индии, Турции. Уже понятно, что Литве не удастся убедить Евросоюз и даже ближайших соседей — страны Балтии бойкотировать электроэнергию с Островецкой АЭС. Сегодня все научились считать, что выгоднее, и принимать экономически целесообразные решения. Политику придется оставить до лучших времен.