Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Чего Израиль хочет от Индии?

© AFP 2017 / Money SharmaПремьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху и Премьер-министр Индии Нарендра Моди на пресс-конференции в Хайдарабад-Хаус в Нью-Дели, Индия. 15 января 2018
Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху и Премьер-министр Индии Нарендра Моди на пресс-конференции в Хайдарабад-Хаус в Нью-Дели, Индия. 15 января 2018
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
14 января Биньямин Нетаньяху прилетел в Индию с шестидневным визитом после того, как Нарендра Моди посетил Израиль три месяца назад. Что Израилю нужно от Индии? Создать альянс против «исламской ядерной бомбы» Пакистана и нанести психологический удар по арабскому миру, долго считавшего Индию своим партнером. Кроме того, Израиль продолжает теснить Россию в экспорте оружия в Индию.

Вчера (14 января) Биньямин Нетаньяху премьер-министр государства-оккупанта прилетел в Индию с шестидневным ответным визитом после того, как премьер-министр Индии Нарендра Моди посетил Израиль около трех месяцев назад. В связи с этим возник вопрос: чего Израиль хочет от Индии? При ответе на него следует учесть, что страны имеют долгую историю отношений, включая признание Нью-Дели Тель-Авива в 1950 году, установление дипломатических отношений между ними в 1992 году, а также тесное стратегическое партнёрство на нынешнем этапе.


Во-первых, мы должны выделить изменения на международном и региональном уровнях, произошедшие в начале 90-х годов прошлого века и отразившиеся на индо-израильских отношениях. Так, распад Советского Союза, вспышка Второй войны в Персидском заливе и начало политического урегулирования в регионе ускорили установление полноценных дипломатических отношений между Нью-Дели и Тель-Авивом. Эти изменения, большинство из которых усилили позиции Вашингтона и Тель-Авива, побудили Индию искать пути сближения с этими государствами в надежде на то, что это поможет ей найти роль в этой новой системе. Кроме того, таким образом Индия надеялась выйти из экономического кризиса, обрести новые возможности и найти альтернативные источники для обеспечения своих потребностей в военной сфере.


После установления дипломатических отношений между двумя странами сотрудничество начало устойчиво развиваться в сторону диверсификации и расширения, особенно в экономической и военной областях. Кроме того, в отношении палестинской проблемы больше не действовало правило, согласно которому поддержка арабов автоматически означает соперничество с Израилем. Индия сумела найти баланс, придерживаясь прагматичного подхода в отношениях с другими игроками.

 

Общие цели и координация действий на многих направлениях способствовали сближению и гармонии между Израилем и Индией, поскольку цели и мотивы двух стран заключались в создании полноценных отношений в различных областях. Различные политические, экономические и стратегические факторы определяют стремление Израиля поддерживать отношения с Индией и его настойчивое желание продолжать совершенствовать и развивать их с целью достижения своих внешнеполитических целей в Южной Азии и в мире в целом. Аналогичным образом, у Индии есть свои интересы и цели, которые подтолкнули ее к развитию связей с Израилем.


Сдвиг во внешней политике Нью-Дели был обусловлен сочетанием внутренних и внешних факторов, которые побудили Индию ускорить установление полных дипломатических отношений с Израилем. Если бы не они, то этого сделать бы не удалось. Что касается внутренних факторов, то можно выделить следующие: экономическая открытость, усиление индийских правых, соображения безопасности, предпочтение интересам, а не идеологии, и снижение роли мусульманского меньшинства. Внешние факторы включали крах Советского Союза, конец блоковой политики, начало Второй войны в Заливе, изменения на рынке нефти, а также выбор ООП в пользу политического урегулирования конфликта.


Таким образом, Индия и Израиль стали все более нуждаться в укреплении своих дипломатических отношений. Изменения в международной системе повлекли за собой потери для индийской стороны, в то время как Израилю в срочном порядке необходимо было расширять свои международные отношения за пределы западной системы (Америка и Европа). Были и другие стратегические соображения, представлявшие интерес для израильтян и индийцев. Это расширение стратегического альянса перед лицом внешних опасностей, таких как распространение ядерного оружия, подъем международного терроризма, а также экономические и политические соображения.


Хотя отношения между двумя странами оставались крепкими во время правления Манмохана Сингха, приход к власти главы Индийской народной партии Нарендры Моди в 2014 году крайне приветствовался в Израиле, поскольку он проявлял большую заинтересованность в развитии отношений с Израилем. Когда премьер-министр Биньямин Нетаньяху поздравлял Моди с победой на выборах, израильские политики и представители органов безопасности хорошо отозвались об индийском политике, выделив такие его качества как дружелюбие, твёрдость, откровенность, прямоту и ум.

 

Нетаньяху был первым зарубежным официальным лицом, поздравившим Моди с назначением на должность: «Некоторые изменения в мире имеют позитивный характер для нас, среди них — результаты выборов в Индии. В целом нам кажется, что взаимодействовать с Азией для нас лучше, чем с Европой». В то же время по случаю праздника еврейской Пасхи, Моди опубликовал твит на иврите и английском языке: «Счастливого праздника, друзья», на который Нетаньяху ответил: «Спасибо, мой друг, за любезное поздравление. Наш народ с нетерпением ждёт Вашего исторического визита в Израиль».


В ходе встречи двух лидеров в кулуарах Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре 2014 года Нетаньяху заявил, что в будущем отношения с Индией будут развиваться ещё глубже. Он добавил: «Это возможность для Израиля и Индии расширять наши отношения. Мы представляем два древних народа, мы одни из древнейших народов мира. Мы представляем демократические государства и дорожим нашим древним наследием, но также смотрим в будущее. Если мы будем работать вместе, то добьемся благополучия для наших народов. Возможности для укрепления отношений с Индией безграничны».


Моди ответил: «Я согласен с вами, что отношения между Израилем и Индией являются историческими. Я встретился с членами еврейской общины и Американского еврейского совета, и все они ценят тот факт, что Индия является единственной страной в мире, которая не позволила развиться антисемитизму, никогда не унижала евреев и всегда воспринимала их как неотъемлемую часть нашего общества».


Мы видим схожесть между двумя политиками. Так, Моди известен своим расизмом в отношении мусульманского меньшинства Индии, а Нетаньяху враждебен к арабскому меньшинству в Израиле. Они оба верят в рыночную экономику, разрабатывают национальную политику, связывающую их страны с доминирующей этнически-религиозной группой, и сталкиваются с ядерными исламскими государствами. Индия состоит в конфликте с ядерным Пакистаном, а Израиль — с иранским ядерным проектом. Кроме того, они оба считают, что исламистский терроризм является самым опасным.


С тех пор как Моди вступил в должность премьер-министра в мае 2014 года, отношения между Израилем и Индией заметно активизировались. Обе страны подписали ряд соглашений в области обороны и технологий. В том же месяце правительство Моди согласилось завершить долгожданную покупку израильских ракет. Сегодня Индия является крупнейшим импортёром израильского оружия, а Израиль занимает второе место в экспорте оружия в Индию после России. За первые девять месяцев 2014 года торговля между двумя странами достигла 3,4 миллиардов долларов.


Моди представляет новое поколение индийских политиков, которое верит в экономический прагматизм. Отношения Индии с остальным миром определяются политикой экономического роста. Этот подход соответствует более тесным связям с Израилем, который имеет опыт в области высоких технологий, сельского хозяйства, коммуникаций и безопасности.


Углубление отношений между Индией и Израилем после прихода Моди к власти не вызвало удивления. Ещё до вступления в должность он сделал ряд заявлений, в которых восхвалял Израиль и подчёркивал важность укрепления отношений с ним во всех областях. Таким образом, Моди был изначально открыт для сближения с Израилем. Когда Совет ООН по правам человека сделал доклад, в котором осудил израильскую агрессию в секторе Газа, Индия воздержалась от голосования, что свидетельствовало о беспрецедентном развитии израильско-индийских отношений.


Более того, с перспективой возвращения международной поляризации в свете российско-западного соперничества существует вероятность того, что индийский внешнеполитический подход сместит акцент с принципа неприсоединения на больший прагматизм, чтобы воспользоваться возможностями военного, экономического и технического сотрудничества. Израиль считается самым крупным бенефициаром в этих условиях, его связывают крепкие личные и экономические отношения с Моди ещё с тех времён, когда тот занял пост главы Гуджарата в 2001 году. Кроме того, у Израиля установились особые отношения с Индийской народной партией, когда она была правящей в 1998-2004 годах. Судя по всему, в ближайшем будущем эти связи будут только укрепляться.

 

В ответ на вопрос из названия статьи можно сказать, что, поскольку Индия занимает важное стратегическое положение в Центральной Азии, все израильские правительства стремились установить с ним дипломатические отношения. Из-за геополитического положения Индии, граничащей с Пакистаном и Ираном, Израиль стремился закрепиться в этой стране, чтобы иметь возможность наблюдать за Персидским заливом через границы Западной Индии.


Таким образом, Израиль развивает и углубляет свои отношения с Индией для достижения следующих целей:


1. Создать индо-израильский альянс перед лицом Пакистана, который Тель-Авив рассматривает как враждебное к себе государство, такое же как Иран. Кроме того, Израиль считает своим жизненно важным интересом расширить влияние до пакистанской границы, поскольку боится так называемой «исламской ядерной бомбы». Любое арабское, исламское государство, обладающее ядерным оружием, не должно создать баланс против израильского ядерного оружия, которое рассматривается еврейским государством в качестве гарантии его выживания.


2. Получить поддержку Индии на переговорах с целью ограничения развития арабо-индийских отношений. Такого же подхода Израиль придерживался в отношениях с Китаем, чтобы нейтрализовать его в ООН и тем самым гарантировать себе поддержку всех пяти постоянных членов Совета Безопасности.


3. Заручиться поддержкой Индии в развитии отношений с рядом других азиатских стран. Так, Тель-Авив заявил о своём желании присоединиться к азиатской группе в ООН, чтобы получить в будущем возможность получить членство в Совете Безопасности.


4. Тель-Авив опасается любого индийского военного сотрудничества со странами Ближнего Востока и поэтому стремится блокировать все попытки в этом направлении. Такая же политика проводится в отношении Китая.

 

5. Выйти из состояния политической изоляции, в котором находится Израиль. Бывший премьер-министр Израиля Ицхак Шамир после установления дипломатических отношений с Индией и Китаем сказал: «Международная изоляция Израиля закончилась». Он имел в виду, что Израиль имеет дипломатические отношения с пятью постоянными членами Совета Безопасности, в том числе крупнейшими региональными державами Азии.


6. Нанести психологический удар по арабскому миру путем установления нормальных отношений с государством, которое до этого считалось одним из наиболее мощных сторонников арабов в мире, и сейчас занимает значимую позицию по палестинской проблеме и другим арабским вопросам. К тому же Индия находится вблизи от «великого Исламского пояса», который простирается от Юго-Восточной Азии в Персидский залив и до Западной Азии.


7. Послать сообщение Америке, Европе и остальным державам о том, что Израиль по-прежнему занимает видное место в регионе и мире и использует свои развивающиеся отношения со многими влиятельными странами мира, чтобы сдержать «исламский фундаментализм» и терроризм.


8. Использовать сотрудничество с Индией из-за ее жизненно важной роли в регионе Индийского океана. Так, Индия является транзитным пунктом в Южную и Восточную Азию, и связана с ними жизненно важными водными и другими каналами, такими как Баб-эль-Мандебский пролив, Красное море и Суэцкий канал.


В целом, можно сказать, что в свете меняющихся международных реалий и появления новых центров политической и экономической силы, в том числе России, Китая и ряда других развивающихся стран, мы должны задаться вопросом о том, как мы можем использовать новый расклад сил в пользу арабского региона и исламского мира в целом, а также повлиять на взаимоотношения между Индией и Израилем.


Этого можно достичь только путем совместных действий и тесной координации между арабскими и исламскими странами и их партнерами из развивающихся стран на основе принципов суверенитета и уважения к международному праву. Если этого не достичь, индо-израильские отношения могут перейти от этапа стратегического партнерства к стратегическому союзу, пока арабы озабочены своими внутренними конфликтами, не обращая внимания на то, как развивающиеся отношения Израиля с Индией и другими странами могут повлиять на их национальную безопасность.