Война в Ираке была гигантской ошибкой, говорит профессор в день публикации государственного отчета.
Первыми из датских войск в кампанию против Саддама Хуссейна в 2003 году вступили подлодка «Сэлен» и корвет «Ольферт Фишер».
Тогдашний премьер-министр Андерс Фог Расмуссен (Anders Fogh Rasmussen, партия «Венстре») рассчитывал, что кампания окажется скоротечной. Нет никаких сомнений — будущее покажет, что мы сделали правильный шаг, заявил он тогда.
По мнению Оле Вевера (Ole Wæver), профессора мировой политики Копенгагенского университета, это заявление не прошло испытание временем.
«Дания приложила руку к одной из величайших оплошностей современности», — говорит Оле Вевер.
«В США и Великобритании, а это крупнейшие заводилы иракской кампании, распространено мнение, что это была гигантская ошибка, которая имела далеко идущие последствия, включая появление «Исламского государства» (террористическая организация, запрещена в России — прим. ред.), — говорит Вевер.
Во вторник датчане, может быть, узнают правду о том, были ли оправданы война в Ираке, а также военные вмешательства в Косово и Афганистане. Участие Копенгагена привело к гибели датских солдат.
Выяснением истины несколько последних лет занималось специальное военное расследование. В отличие от государственной комиссии, юридической ответственности следователи ни на кого не возлагают.
Такая возможность была у Комиссии по Ираку и Афганистану — однако ее прикрыли в 2015 году, когда к власти пришло коалиционное правительство с «Венстре» у руля.
Сейчас вопрос стоит так: имелось ли для военного вмешательства международно-правовое обоснование. Андерс Фог Расмуссен уверял, что Дания ввела войска, потому что Ирак отказался сотрудничать с ООН.
Однако большинство стран-членов Совета Безопасности ООН открытое военное вмешательство не поддержали, и ряд стран решили действовать без мандата всемирной организации.
«Для Фога это слабая отговорка. Нет никаких сомнений, что одним из поводов для военного вмешательства было оружие массового поражения», — считает Оле Вевер.
По его мнению, нет ничего страшного в том, что результаты расследования не имеют юридической силы.
«Если мы все свалим на Фога — мол, это ошибка его и только его — мы в каком-то смысле лишь переложим ответственность. Конечно, ответственность должна быть возложена. Однако нельзя забывать, что идея вмешательства пользовалась широкой поддержкой как среди населения, так и на политическом уровне», — заключил Вевер.
Война в Ираке унесла жизни восьми датских солдат. За годы присутствия датского контингента в Афганистане погибли еще 43 солдата. Еще один погиб в Косово.