Растущее число убийств на религиозной почве вызывает беспокойство. Блесин Батуре (Blessing Bature) пишет о росте религиозной нетерпимости, связанной с деятельностью боевиков «Боко-Харам».
Религиозные конфликты, с которыми сталкивается современное нигерийское общество, как никогда угрожают единству страны. Нигерия, которая на протяжении многих лет отличалась религиозной толерантностью, больше не может похвастаться этим достижением. Сейчас конфликты на религиозной почве, особенно остро ощущаемые в северных и центральных штатах, вызывают серьезные опасения у мирного населения. Жители таких городов, как Майдугури, Баучи, Даматуру, Бенуэ и Гомбе живут в страхе перед террористической угрозой. Люди стали менее терпимыми по отношению к последователям других вероучений, а религиозная ксенофобия стала обычным делом.
Президент Межрелигиозной организации, мистер Хиллари Ихеаначо (Hillary Iheanacho) считает, что начать надо с молодежи — наставить ее на истинный путь — так как именно в руках молодых находится будущее государства. Мистер Хиллари вносит свой вклад в миростроительство, проводя образовательную кампанию среди учеников средних школ Нигерии и рассказывая им о необходимости поддержания миропорядка.
«Без свободы вероисповедания и права распространять свои религиозные убеждения подлинная демократия невозможна», — написал социолог Брайан Уилсон в своей книге «Человеческие ценности в изменяющемся мире». Как недавно было объявлено во французском суде: «Свобода вероисповедания — одна из основополагающих свобод человека».
Это означает, что вне зависимости от того, религиозен человек или нет, он должен быть заинтересован в защите религиозной свободы, так как нетерпимость в отношении последователей других религий представляет собой серьезную угрозу для свободы всех граждан. Права человека касаются каждого. У религиозных фундаменталистов иные ценности. А от религиозной дискриминации страдают не только верующие.
Профессор Абдельфаттах Амор (Abdelfattah Amor), специальный докладчик по вопросам религиозной нетерпимости Комиссии ООН по правам человека, считает, что ни одна религия не застрахована от крайностей.
Директор Центра по правам человека Эссекского университета в Великобритании разделяет эти опасения: «Все свидетельствует о том, что в современном мире религиозная нетерпимость скорее растет, чем уменьшается». Религиозная ксенофобия обычно возникает из-за предполагаемого превосходства одной религии над другими.
Проще говоря, религиозный фанатизм — это неспособность приверженцев одной религии уважать свободу вероисповедания других людей и невозможность обеих сторон вести совместную общественную жизнь. Подобное отношение неизменно связано с убеждением в том, что какая-то религия — единственное верное направление к Богу. Конечно, большая любовь к Богу заслуживает похвалы, однако когда религиозное рвение превращается в религиозную горячку, оно начинает угрожать благополучию общества и нарушает права человека.
Нигерия, как и многие другие страны, — государство светское. Обратимся к действующей Конституцию Федеративной Республики Нигерии, принятой в 1999 году, и откроем разделы 38 (1) и 18. В них можно прочитать о том, что «каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как публичным, так и частным порядком». В разделе 10 написано: «Ни федеральное правительство, ни правительство штата не имеют права назначать какую-либо религию государственной». Из этого следует, что Конституция гарантирует свободу вероисповедания каждому и никого нельзя притеснять по религиозным мотивам. Многоконфессиональные страны дают своим гражданам право делать выбор. Следовательно, свободу исповедания необходимо защищать любой ценой, даже если мы не согласны с авторитетом отдельных религиозных лидеров.
Свобода вероисповедания — часть фундамента всего здания. Другие свободы — гражданские, политические, культурные и экономические стоят на нем. Если фундамент подорвать — разрушится все сооружение. Профессор Франческо Марджиотта-Броглио (Francesco Margiotta-Broglio) выражает это так: «За нарушением свободы вероисповедания всегда следуют нарушения других основных свобод человека».