Несколько дней назад Тель-Авив объявил о возвращении останков израильского солдата Захарии Баумеля, который был убит в битве при Султан-Якубе через неделю после израильского вторжения в Ливан в 1982 году. Это событие вызвало множество вопросов, в том числе о странах, которые помогли израильтянам вернуть останки военнослужащего, убитого 37 лет назад.
Силы «оси сопротивления» были шокированы, когда российская сторона подтвердила своё участие в процессе передачи останков солдата израильтянам. Они обвинили Москву в помощи Тель-Авиву и даже рассматривают все как сговор между президентом России Владимиром Путиным и премьер-министром Биньямином Нетаньяху с целью поддержки последнего на выборах. Другие арабские страны заинтересовались, чем Путину отплатили за останки, и что Нетаньяху предложил в пользу возглавляемого Москвой альянса против терроризма. Ответ на этот вопрос можно будет узнать после выборов в Израиле. В этом контексте следует учесть новостные сообщения о российско-израильском соглашении, согласно которому Тель-Авив перестанет беспокоить Дамаск или поддерживать его оппонентов.
По словам осведомлённых источников, Москва заинтересована в победе Нетаньяху на предстоящих выборах по нескольким причинам. Во-первых, израильский лидер окажется в долгу у Путина и будет готов реализовать российскую повестку дня по Сирии. Это не означает, что российское руководство встало на сторону Нетаньяху в его агрессивных шагах против палестинцев, поскольку, как известно, Москва на стороне палестинского народа. Однако, Нетаньяху, побывавший в России десять раз за годы сирийского кризиса, призвал Путина помочь ему одержать верх в Тель-Авиве в противостоянии разведывательным службам, которых поддерживает начальник штаба Авив Кохави.
Дамаск не знал об этом процессе заранее. Таково было решение России, чтобы не провоцировать сирийцев. Она знала, какими могут быть последствия в таком случае и приняла решение не информировать Дамаск. Однако никакие последствия не могут нанести вред российско-сирийским отношениям, поскольку их союз способен справиться с разногласиями любого масштаба после преднамеренного и продолжительного кровопролития. Как продолжают говорить в Сирии, российская сторона стремится не перечить сирийскому руководству во всех вопросах, касающихся суверенитета. Это было справедливо, даже когда Россия находилась в критическом положении перед лицом тройки гарантов астанинского трека, в Совете Безопасности ООН или на других международных форумах.
Следовательно, эксперты, знающие характер отношений между Дамаском и Москвой, рассматривают альянс между русскими и сирийцами как стратегический. Другими словами, одно государство позволяет другому следовать своей тактике, которая является частью этого процесса.
С другой стороны, Россия является сверхдержавой, действующей в соответствии со своими интересами и стратегическим видением, а не в соответствии с убеждениями других народов или стран, независимо от того, насколько крепка ее дружба с этими народами и государствами. Русские пришли в Сирию для реализации своего проекта, защиты сирийского государства и реализации российской внешнеполитической стратегии, подписанной Путиным почти девять лет назад. Однако, все это не может унять раздражение «оси сопротивления» в связи с российским шагом, и взамен она ожидает выгод в пользу Сирии, которых Москва может добиться. Взгляните на сирийский юг.
Учитывая все эти обстоятельства, арабские эксперты призывают не идти на поводу у эмоций, когда речь идёт о поведении русских. Отношения между Москвой и Тель-Авивом обусловлены политическими, туристическими, экономическими интересами, а также соображениями в области безопасности. При этом нужно принимать во внимание российское присутствие в Тель-Авиве (1,5 миллиона израильтян имеют российское происхождение) и роль евреев в российском обществе (более 100 тысяч израильтян, проживающих в Москве, являются активными участниками внутренней политики). Обозначим также картину вокруг взаимного обмена между Россией и Израилем: наибольшая доля туристов, приезжающих в Израиль, приходится на российских граждан, а Москва иногда является главным поставщиком нефти для Тель-Авива. В настоящее время последний участвует в обсуждении вопроса о присоединении к Таможенному союзу с Россией и зоне свободной торговли в рамках Евразийского сообщества. Кроме того, обсуждаются вопросы научного сотрудничества в медицинской и ядерной областях. Таким образом, отношения между Москвой и Тель-Авивом — длительные и ценные, и Россия хочет поддерживать эту ситуацию в своих интересах. Москва становится региональным гарантом.