Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

The Economist (Великобритания): предложит ли Китай финансовую помощь России?

© AP Photo / Mark SchiefelbeinФлаги России и Китая
Флаги России и Китая - ИноСМИ, 1920, 12.03.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Россия надеется сохранить каналы связи с мировой экономикой благодаря отличным отношениям с Китаем. Но удастся ли Москве получить поддержку Китая? Таким вопросом задается автор британского "Экономиста". Выдавая желаемое за реальное, он утверждает, что Китай серьезной помощи России не даст. Пекин якобы будет учиться на "ошибках" России. То есть — привыкать к покорности Западу.
Если верить китайским дипломатам, отношения Китая с Россией "прочны как скала", а дружба между Си Цзиньпином и Владимиром Путиным "не знает пределов". Но западные санкции вот-вот станут проверкой этих теплых слов. России нужна экономическая и финансовая помощь. Она хотела бы использовать Китай в качестве канала для ведения торговли с остальным миром. Но Китаю приходится соблюдать баланс интересов. С одной стороны, хочется помочь Путину бороться с общим врагом, а именно с Западом, называющим РФ и КНР "враждебными нациями". С другой — нужно сохранить себе доступ к мировой финансовой системе. К сожалению для россиян, китайская финансовая помощь России скорее всего будет ограниченной.
Китай воздерживается при голосовании в ООН, когда выдвигаются резолюции с осуждением России за ее действия на Украине, но его словесная поддержка не отличается особым рвением. 7 марта, когда увеличилось количество жертв среди гражданского населения, министр иностранных дел Ван И назвал Россию "самым важным стратегическим партнером" Китая. А месяцем ранее Си и Путин возвестили о новой эпохе в отношениях между двумя странами. Поддерживая отношения с Россией, Китай наверняка хочет ослабить легитимность санкций как инструмента западной политики, поскольку введены и санкции против него. Западный мир наказывает Китай за недостаточно демократическое обращение с Гонконгом и Синьцзяном. Это раздражает. К тому же китайские фирмы могут увидеть для себя новые возможности в России, поскольку западные компании типа McDonald’s и Shell приостанавливают свою работу на российском рынке. Агентство Bloomberg News сообщает, что некоторые из китайских фирм рассматривают российские энергетические активы как привлекательные.

Китайцы — потенциальные нарушители "санкционного режима"

Но это пробивающее эмбарго братство сталкивается с определенными проблемами. Технические возможности Китая не заменят западные. У его системы банковских переводов CIPS незначительная географическая зона охвата и небольшие денежные объемы, да и сообщения она отправляет через европейскую сеть SWIFT, от которой сейчас отключены некоторые российские банки. Другая трудность состоит в том, что китайские транснациональные корпорации, присутствующие в странах-союзницах Запада, могут вдруг оказаться нарушителями действующего санкционного режима и понести наказание. Китайские банки, имеющие выход на международный рынок, проявляют большую настороженность. Volvo (базируется в Швеции, но принадлежит китайской фирме) и TikTok (управление осуществляется из Сингапура, но собственниками являются китайцы) приостановили свою деятельность в России. Даже не работающие на Западе китайские компании могут пострадать от "вторичных санкций", которые нацелены против третьих стран, оказывающих помощь государствам, подвергнутым первичным санкциям. Америка пока еще не использовала это средство против России, но вполне может. Она уже наказала китайские банки, осуществлявшие сделки с Ираном и Северной Кореей.

Не хотят злить Америку?

С учетом всего этого китайская помощь России скорее всего не сможет быть полноценной и долгой. Пекин может ограничиться выполнением уже действующих торговых соглашений с Россией, надеясь, что Америка с этим смирится. Главное в этой схватке — энергоресурсы. В 2020 году Китай получил 32% от общего объема российского экспорта нефти и 17% — сжиженного газа. Китай может также осуществлять торговые и финансовые операции через небольшие банки, которые не зарегистрированы на Западе, ведя расчеты в рублях и юанях вместо доллара. А еще он может предоставить российскому Центробанку доступ к своим активам в юанях. И наконец, Китай наверняка постарается ограничить общий объем торговли и платежей во избежание прямой конфронтации с Америкой.
Китайское руководство вынуждено разрываться между разными приоритетами. Оно хочет, чтобы Россия пережила эти санкции, хочет преподать Америке и ее союзникам урок. Смысл этого урока: не вздумайте пугать нас, как Россию, никакого магического оружия против нас у вас нет. Одновременно китайцы хотят ограничить сопутствующий ущерб интересам КНР, т.е. санкции за "отказ наказать" Россию. Все это ставит перед китайским руководством множество задач, а ведь это руководство намерено еще и учиться на ошибках России. Китай хочет еще и защитить свою финансовую систему на тот случай, если дело дойдет до прямой конфронтации с США.
Пекин нацелился на совершенствование своей платежной системы и на диверсификацию своих резервов в размере 3,2 триллиона долларов. Цель диверсификации — отказ от западных валют и счетов за счет инвестиций в другие страны и в другие сферы — например, за счет вложений в сырьевые товары. Китай может добиться, чтобы иностранные фирмы и зарубежные государства выпускали больше ценных бумаг на китайских рынках капитала. Это создаст новый резерв активов, которые Пекин сможет выкупить. Так что Россия может сколько угодно надеяться на экстренную помощь Китая. Судя по всему, России еще предстоит сделать выводы из истории своих неудач и провалов.