Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Нельзя управлять страной, жители которой смотрят чужое телевидение

© РИА Новости Александр Кряжев / Перейти в фотобанкТрансляция прямой линии с президентом России Владимиром Путиным
Трансляция прямой линии с президентом России Владимиром Путиным - ИноСМИ, 1920, 20.07.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В Казахстане львиная доля аудитории смотрит российские каналы, а российские онлайн-сервисы имеют точный цифровой портрет казахстанских пользователей, пишет Exclusive.kz. Автор статьи называет это негативным трендом, для которого нет системных мер, чтобы его переломить.
Рахимбек Абдрахманов
Хронические проблемы, которые не дают развиваться казахстанскому медиабизнесу, хорошо знакомы и экспертному сообществу, и самим властям. Основные из них: государственное доминирование на рынке, зарегулированность, практическое отсутствие конкуренции среди национальных телеканалов, олигополия, государственный информационный заказ.
В то же время, очевидно, что без конкуренции, ограничения влияния крупного бизнеса, и эффективной государственной регуляторной политики добиться формирования сильного и конкурентоспособного медийного рынка практически невозможно. Сопутствующей, и не менее важной проблемой, является активная экспансия на казахстанский рынок российских цифровых и телекоммуникационных компаний.
"Яндекс Такси", "Beeline", "VK", "Mail.ru" и прочие сервисы владеют не только персональными данными казахстанцев, но и информацией о потребительских предпочтениях, геоданных, личных финансах, политических и религиозных взглядах и т.п. Подобные сервисы вкупе с медиаресурсами позволяют установить достаточно эффективный контроль за тем, как думают, во что верят, как действуют, что делают, едят и покупают казахстанцы. Все это происходит на фоне слабости наших рыночных игроков. Тем временем, ослабление информационного и цифрового иммунитета страны в эпоху гибридных угроз и асимметричных конфликтов опасно вдвойне.
Несколько лет назад “Интерньюс Казахстан" проанализировал степень участия государства на медиа-рынке. Государство, с одной стороны, доминирует на рынке медиа, попутно контролируя 14 из 24 национальных каналов, а с другой, бюджетное финансирование медиа существенно превышает совокупные доходы от рекламы. Это значит, что с одной стороны, вещание независимых медиа существенно ограничено государственным доминированием, а с другой, конкуренция идет не за публику, а госинформзаказ или государственные деньги.
Таким образом, качество контента не влияет на способность телеканалов зарабатывать, а сам контент определяется тем, что хочет видеть не зритель, а чиновник, который фактически финансирует сериалы и телепередачи. Все это вкупе существенно снижает конкурентоспособность отечественного медиарынка, превращая его в легкую добычу для зарубежных игроков, способных давать более качественный и интересный контент.
В Казахстане сегодня зарегистрировано более 2500 различных СМИ, но большая часть из них имеет весьма скромные масштабы распространения. В то же время крупнейшие медийные ресурсы монополизированы государством и аффилированной с властью деловой элитой.
В конечном итоге, то, что не дает развиваться другим рыночным отраслям (государственное доминирование, зарегулированность, госзаказ, неформальные барьеры входа, олигополии), уничтожают и сегмент СМИ в Казахстане.
В 2021 году российская компания MediaHills представила результаты исследования, в котором выявлялись предпочтения казахстанцев по основным просматриваемым телеканалам. Выяснилось, что самая большая аудитория, около 65%, – у телеканалов, с преобладающим русскоязычным контентом. Причем основным просматриваемым в Казахстане телеканалом назван "Первый канал Евразия".
В то же время именно MediaHills, совместно с аффилированным казахстанским предприятием Media Data, вполне легально и при поддержке Министерства информации и общественного развития РК, занимаются открытым замером казахстанской телеаудитории, основанной на сборе и обработке данных с абонентских телеприставок. По заявлению основателя и генерального директора компании Mediahills Андрея Бояринова, компании удалось запустить в Казахстане гибридные телеизмерения по 450 тысячам домохозяйств, которые позволяют получить посекундные данные 241 канала в 75 городах страны.
Эти данные хорошо дополняются выводами казахстанского Института анализа социально политических процессов (ИАСПП) "О влиянии российских масс-медиа и Big Data", подготовленного также в 2021 году. ИАСПП подтвердили лидерство не просто русскоязычных, а именно российских телеканалов в большинстве регионов Казахстана.
"Бесконтрольное внедрение онлайн-сервисов приводит к сбору информации о казахстанских пользователях российскими компаниями, содействуя развитию российских сервисов, выступающих в качестве инструментов сбора и обработки „больших данных”. Россия ориентируется на приоритетное использование возможностей национального и международного предпринимательства в области информационно-коммуникативных технологий (Яндекс, социальные сети, ПО, поисковые системы и др.). В итоге, у казахстанцев популярны сервисы, аккумулирующие „большие данные”, анализ которых предоставляет российским поставщикам услуг точный „цифровой образ” казахстанских пользователей.
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев
Сможет ли Казахстан наладить экспорт нефти в обход РоссииСегодня почти 97 процентов казахстанской экспортной нефти транспортируется через Россию, пишет Exclusive.kz. В случае гипотетической блокировки транзитных маршрутов Казахстану придется задействовать все альтернативные направления.
Отсутствие должного внимания со стороны властей к потенциалу использования „цифрового образа” в политических целях усиливают вероятность применения алгоритмов для обработки „больших данных”, которые предоставляют возможность не только предсказать реакцию или действия пользователя, но и манипулировать сознанием для достижения определенных политических и коммерческих целей. Аналогичная методика влияния на общество была успешно реализована в рамках политических процессов в зарубежных странах (выборы в США в 2016 г., Брексит и др.)", – полагает ИАСПП.
Кстати, в книге Досыма Сатпаева “Деформация вертикали” конфликт 2014 года между Россией и Украиной приводится в качестве показательного примера доминирования российских СМИ на фоне слабости казахстанских медийных игроков. Эксперт считает, что на период начала конфликта именно действия российских СМИ вызвали раскол в казахстанском обществе, разделив его на сторонников и противников спецоперации России на Украине и сделали казахстанцев жертвой чужого конфликта. Информационные ресурсы России быстро навязали казахстанскому обществу “необходимые” пропагандистские ярлыки, парадигмы и взгляды.
Также в книге упоминается социологическое исследование, которое американский Институт общественного мнения Gallup провел в 2015 году в Казахстане. По нему выходило что 72% участвовавших в исследовании казахстанцев поддерживают действия российского президента Путина. По этому показателю Казахстан обошел даже “братскую” Белоруссию. И это, как полагает автор книги, должно служить тревожным индикатором для казахстанских властей.
Ведь с одной стороны российские медиа способны формировать необходимую информационную повестку внутри Казахстана, а с другой, размывать идентификацию и лояльность граждан. “Речь идет об одном из признаков размытой самоидентификации многих граждан Казахстана. Это значит, что лояльность к собственному государству может быть такой же размытой в случае гипотетических трений или конфликтов между Россией и Казахстаном в будущем, если таковые возникнут”, – заключает автор.
Недавно на расширенном заседании правительства президент Токаев заявил, что “в Казахстане много экономистов, предпринимателей, образованных, одаренных. Но конкретных предложений у них мало, можно даже сказать, нет.”
Увы, но на самом деле конструктивные и реализуемые предложения звучат регулярно, в том числе и в отношении медиарынка. Одним из них является проведение открытого и справедливого конкурса на телевещание. Для многих сегодня не секрет, что для получения частоты нужно (чаще всего безрезультатно) простоять несколько лет у “дверей” Министерства информации и общественного развития в ожидании конкурса, который проходит в закрытом формате. Также не нужно быть нобелевским лауреатом по экономике для установления прозрачных правил финансирования медиаигроков вместо принципа лояльности по принципу эффективности. И уж точно не надо быть гением макроэкономики, чтобы начать процесс разгосударствления и приватизации крупнейших и неэффективных государственных медиахолдингов. При этом, необходимо создать законодательную базу, ограничивающую долю крупного бизнеса в финансировании медиаресурсов через инструменты антимонопольного законодательства.
Все это нужно делать уже сегодня, но готов ли пойти на это президент? Увы, но в сегодняшнем социально-политическом контексте это уже вопрос не только экономики, но и серьезных политических последствий, которых избежать не удастся, если власти будут делать все для того, чтобы у страны не было информационного иммунитета.