Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Достиг ли Запад поворотного момента в поддержке Украины? Неудачное летнее наступление ВСУ разожгло споры

© РИА Новости РИА Новости / Перейти в фотобанкУничтоженный танк ВСУ в селе у линии соприкосновения на Артемовском направлении
Уничтоженный танк ВСУ в селе у линии соприкосновения на Артемовском направлении - ИноСМИ, 1920, 27.09.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Украинские силы, включая противовоздушную оборону, все сильнее истощаются, пишет MWM. И неясно, будут ли западные сторонники Киева и дальше поддерживать безнадежную кампанию или же перекроют Киеву финансирование и вынудят сесть за стол переговоров с Москвой.
Начиная с 2014 года, задолго до эскалации российско-украинского конфликта в полномасштабное противостояние в начале 2022 года, прозападное руководство в Киеве получило значительную поддержку со стороны всего альянса НАТО, чтобы укрепить свои позиции в военном и экономическом плане. Помощь варьировалось от подготовки почвы для совместных операций между украинскими подразделениями и западными спецназовцами до ознакомления украинских сил с западной военной техникой, включая обширные спутниковые сети членов НАТО, что впоследствии немало помогло успешным совместным операциям ВСУ с их иностранными сторонниками.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
С февраля 2022 года поддержка значительно возросла: от переброски западного спецназа и других боевых подразделений на передовую (яркий тому пример — британские королевские морпехи в зоне боевых действий) до создания крупной сети западного персонала, курирующего военные действия от логистики до тактики. Наконец, венчает дело масштабная помощь в сотни миллиардов долларов. Немаловажную роль в военных действиях также сыграли подрядчики и добровольческие отряды со всего западного мира — от тысяч польских наемников на передовой до многонациональных добровольческих отрядов наподобие Грузинского легиона.
Хотя Запад вложил огромные средства в поддержку военной кампании Украины, в сентябре, после все более пессимистических результатов долгожданного наступления ВСУ на российские позиции забрезжили намеки на поворотный момент. Как российские, так и украинские источники отмечают, что начавшееся в июне наступление привело к огромным потерям: ВСУ лишились более 70 000 человек личного состава, достигнув лишь скромных успехов на поле боя.
Уже давно ожидается, что стоимость поддержки украинских боевых действий станет камнем преткновения, если долгожданное наступление не принесет ощутимых результатов. К тому же крепнущий консенсус насчет неудачи подпитывает призывы к смене нынешнего курса и перераспределению ресурсов на другие вопросы — в частности, на подготовку к конфликту в Тихоокеанском регионе. Хотя президент Владимир Зеленский заверил, что его страна “сделает все, чтобы наступление не остановилось даже в трудные дни осенней непогоды и надвигающейся зимы”, правдоподобность этих утверждений все чаще ставится под сомнение. Чиновники в Вашингтоне все чаще говорят, что наступательные действия едва ли достигнут поставленных целей, а газета The New York Times со ссылкой на официальных лиц сообщила, что ВСУ “истощены летними боями”. Это, по их словам, вынудит армию ослабить давление на передовую, чтобы восстановить запасы и выдержать паузу в течение хотя бы нескольких недель.
Поскольку украинские силы, в частности, ее важнейшие средства, включая противовоздушную оборону, все сильнее истощаются, остается неясным, будут ли западные сторонники Киева и дальше поддерживать безнадежную, как представляется, кампанию или же перекроют Киеву финансирование и вынудят садиться за стол переговоров на более раннем этапе конфликта.
21 сентября сенатор США Джош Хоули присоединился к хору критиков, считающих, что при поддержке, перевалившей за сотню миллиардов долларов, Украине “нечем похвастаться”. “Если у Украины и есть какой-то путь к победе, то сегодня я о нем не услышал. Зато мне дали понять, что запросам на финансирование не будет конца… По сути, нам сказали: “Затяните пояса и раскошеливайтесь”, — заявил он. — А ведь это деньги американского народа. Они потратили 115 миллиардов долларов, но пока что похвастаться им нечем”. Хоули призвал провести аудит уже отправленных Киеву средств и подчеркнул, что финансирование военных действий пора немедленно свернуть.
Поскольку американская экономика еще не оправилась от потрясений пандемии, обсуждение очередного масштабного транша Киеву лишь подлило масла в огонь. Заявление Хоули совпало по времени с докладом лидера сенатского большинства Чака Шумера о том, что, как предупредил президент Зеленский, его страна столкнется с перспективой военного поражения, если американская поддержка окажется недостаточной. Однако группа из более чем двух десятков сенаторов и членов Палаты представителей направила 21 сентября в Белый дом письмо, выразив обеспокоенность насчет дальнейшего выделения средств и призвав разъяснить состояние недавних наступательных операций Украины. В письме утверждалось: “Американский народ заслуживает знать, на что потрачены его деньги. Так как же продвигается контрнаступление?”
Хотя США с самого начала придерживались более сдержанного подхода в поддержке военных усилий Украины, чем некоторые их европейские партнеры, признаки усталости появились даже в Европе — это, в свою очередь, говорит о наметившейся тенденции во всем западном мире. В каком-то смысле Европа пострадала от последствий боевых действий в гораздо большей степени, чем Россия: утрата доступа как к дешевому российскому ископаемому топливу, так и к российским рынкам сбыта стала серьезным ударом по ведущим экономикам континента.
Хотя Германия, крупнейшая экономика Европы, пока не выказала никаких признаков смены курса, но президент Польши Анджей Дуда 22 сентября заявил, что его страна больше не будет отправлять Украине современные вооружения на фоне усугубившейся напряженности между двумя государствами. Заместитель министра иностранных дел Польши Аркадиуш Мулярчик в тот же день призвал США “вмешаться” и “остудить горячие украинские головы”, заявив, что украинское правительство ведет себя по отношению к Польше “абсолютно несправедливо”. Главной причиной для беспокойства стало то, что Киев затеял против Варшавы судебное разбирательство из-за ее отказа снять ограничения на импорт украинского зерна. Польша с самого начала полномасштабных боевых действий оказалась одной из самых жестких и ярых сторонниц Киева наряду с Великобританией и Прибалтикой, поэтому ее смена позиции больше всего бросается в глаза. Обеспокоенность Польши выразил и министр иностранных дел Збигнев Рау. По его словам, в помощи Украине “изо всех союзников поляки взвалили на себя самое тяжкое бремя”, а Киев ответил как “нечистоплотный торговец зерном” и попытался вынудить Варшаву “дважды оплатить счет за помощь Украине”. Если сдвиг в позиции Польши закрепится, это может привести к тому, что свои мнения пересмотрят и другие европейские “ястребы”.