После Женевского соглашения несправедливые международные санкции, введенные в качестве наказания за по сути мирную ядерную деятельность Ирана в последние 10 лет, постепенно стали ослабевать и в скором времени вообще будут отменены благодаря грамотной внешней политики Исламской Республики.

Новый этап антииранских санкций Запада, которые начались почти сразу после победы Исламской революции в 1979 году, стартовал в 2002 году из-за обострения отношений Ирана с Европой и Америкой по поводу ядерной программы страны. Если раньше ограничения вводились в одностороннем порядке США и некоторыми другими европейскими государствами на временной или постоянной основе, то после передачи иранского ядерного досье из Международного агентства по атомной энергии в Совет Безопасности ООН они приобрели более массовый характер. Таким образом, к санкциям против Ирана присоединились Совбез и Европейский Союз.

Несмотря на важность решения ядерной проблемы, в период работы двух правительств под руководством президента Махмуда Ахмадинежада в 2005–2013 годах, к сожалению, никакого прогресса в переговорах так и не произошло и в результате этого санкции с каждым днем все больше душили экономику страны.

Позиция прошлых правительств в отношении резолюций СБ ООН

С приходом к власти в Иране президента Махмуда Ахмадинежада отношение Тегерана к Западу изменилось. В связи с этим обострились противоречия не только с Соединенными Штатами, но и с главным торговым партнером Ирана — Европейским Союзом, который хотя и не разделял некоторых политических взглядов Вашингтона, имея общие экономические интересы с Ираном, но все равно встал ему в оппозицию.

Еще раньше правительство иранского президента Мохаммада Хатами в качества жеста доброй воли и ради демонстрации мирного характера ядерной программы временно остановило обогащение урана, однако следующий за ним кабмин аннулировал Саадабаское соглашение от 2003 года, заключенное Ираном с Великобританией, Германией и Францией, и вновь начал ядерную деятельность.

Первым последствием данного решения стало предупреждение Совета директоров МАГАТЭ от 4 февраля 2006 года. Оно гласило, что если Тегеран не приостановит обогащение урана, то дело будет передано на рассмотрение Совета Безопасности ООН.

Тогда иранское правительство проигнорировало это обращение и уже 8 марта того же года иранское ядерное досье легло на стол Совбеза. В общей сложности этот орган принял шесть резолюций против Ирана, первая из которых имела характер предупреждения, а последующие пять вводили уже конкретные санкции.

Внутри Бушерской АЭС в Тегеране


Самая первая резолюция № 1696 была утверждена 31 января 2006 года. Этот документ был простой декларацией и не содержал каких-то карательных мер в адрес Ирана, однако требовал от его руководства прекратить любую деятельность, связанную с обогащением урана. Как уже отмечалось, игнорирование данной резолюции привело к принятию пяти других документов, наложивших тяжелые санкции на Исламскую Республику.

Вторая резолюция Совбеза № 1737, угрожавшая введением жестких санкций, была принята 23 декабря 2006 года. Издав этот документ, высший орган ООН, утвердил целый ряд санкций, которые коснулись важных объектов ядерной отрасли и наложили арест на счета и компании, связанные с ядерной программой Ирана. Вторая резолюция давала Тегерану срок 60 дней, чтобы приостановить обогащение урана.

Третья резолюция Совета Безопасности № 1747 от 24 марта 2007 года, равно как и предыдущая, была принята всеми 15 членами этого органа. В этом документе Ирану опять было предоставлено 60 дней, чтобы прекратить свою ядерную деятельность, а остальным странам мира предписывалось ограничить их сотрудничество с иранскими компаниями в сфере атомной энергетики. В данную резолюцию также вошли статьи о запрете импорта в Иран и экспорта из него тяжелых видов вооружения.

Четвертая резолюция Совбеза № 1803 была принята 3 марта 2008 года при поддержке 14 голосов. Тогда от голосования воздержалась лишь Индонезия. Это решение еще больше ужесточило санкции, введенные против Ирана резолюциями № 1737 и 1747. В результате усилились ограничения на выезд и оборот финансовых средств в отношении конкретных физических и юридических лиц Исламской Республики. К тому же, выполнение некоторых ограничений, прописанных в резолюции, было обязательным.

Это постановление получило одобрение в Совете Безопасности вопреки обещаниям президента Ахмадинежада о том, что больше против Ирана не будут принимать никаких резолюций.

Резолюция № 1835 стала пятым подобным документом, принятым Совбезом 27 сентября 2008 года при согласии всех 15 его членов. В ней не было указаний на введение новых санкций, а лишь подчеркивалось необходимость скорейшего выполнения ограничений, заявленных в прежних резолюциях.

Шестая и последняя резолюция Совета Безопасности № 1929 была утверждена 9 июня 2010 года. Она наложила запрет на любую торговую деятельность Ирана с другими странами, связанную с обогащением урана, других ядерных веществ или технологий. Всем остальным государствам-членам ООН запрещалось поставлять в Иран любые виды военной техники, а именно: танки и бронетранспортеры, военные самолеты и вертолеты, артиллерийские орудия большого калибра, боевые корабли, ракеты, ракетные системы и прочее оборудование, связанное с данными видами вооружения.

В целом, после передачи ядерного досье Ирана в Совет Безопасности ООН оно перешло из чисто юридической сферы в область политики и безопасности. Резолюции, которые однажды бывший президент Ирана назвал «жалкими бумажками», не только поставили страну в крайне тяжелое экономическое положение, но и создали благоприятные условия для введения односторонних и многосторонних санкций со стороны Америки, Европейского Союза и других государств Запада.

Ужесточение односторонних и многосторонних санкций

После утверждения резолюций Совета Безопасности ООН на Иран обрушилась целая волна санкций. Если раньше их вводила только Америка, то сейчас в этот процесс вовлеклись и другие страны, вставшие в оппозицию Ирану.

25 октября 2007 года Министерство финансов США включило в свой санкционный список некоторое количество иранских банков, учреждений и компаний. Всемирный Банк тоже объявил, что отказывается оказывать услуги этим финансовым структурами и организациям.

30 июля 2009 года Сенат США наложил санкции на компании, занимающиеся поставкой бензина в Иран. Вслед за этим за дело взялась Палата представителей. 29 мая 2010 года она утвердила законопроект о наложении санкций на компании, которые имели торговые сделки с Исламской Республикой.

17 июня 2010 года Министерство финансов США утвердило запретительные меры в адрес некоторых иранских судоходных компаний, а потом санкции Белого Дома были направлены на еще 22 нефтяные, энергетические и страховые компании, которые управлялись правительством Ирана.

Вслед за американцами в июле 2010 года новый перечень санкций, направленных против иранской энергетики и судоходства, приняло руководство Евросоюза и Канады.

В дополнение к этому 29 октября 2010 года Соединенные Штаты приняли новое постановление, по которому санкции распространялись на 37 европейских компаний и пять граждан Ирана, которые, как утверждалось, работали в области иранского судоходства. С другой стороны, 14 января 2011 года Министерство финансов США по причине торгового сотрудничества с иранской стороной ввело санкции в отношении 24 международных судоходных компаний.

В 2011–2012 годах антииранских санкций отнюдь не уменьшилось, напротив, Запад под руководством Соединенных Штатов стал вводить их еще больше.

24 июня 2011 года Минфин США наложил санкции на иранскую авиакомпанию Iran Air, 13 декабря — на двух представителей военных кругов Ирана, а 21 декабря — на десять судоходных компаний этой страны. 1 декабря аналогичные меры были введены Европейским Союзом в отношении более 180 иранских юридических и физических лиц. 23 декабря Швейцария ввела ограничительные меры касательно имущества 180 иранских организаций и частных лиц. 1 января 2012 года американское правительство наложило санкции на Центральный Банк Ирана. 23 января началось постепенное ограничение деятельности нефтяного сектора и Центрального Банка Исламской Республики со стороны Европейского Союза. 24 января под санкции Министерства финансов США попал иранский банк «Теджарат». 29 февраля того же 2012 года Минфин ввел санкции в отношении одного дубайского банка, который был обвинен в помощи Ирану уклоняться от международных санкций.

Санкции 2011 — начала 2012 года вводились против Ирана с двумя целями. Это делалось, с одной стороны, для создания препятствий на пути развития ядерной программы, а с другой — для прекращения помощи Тегерана правительству Дамаска в его противостоянии с террористическими группировками. Помимо перечисленных санкций, на протяжении этих лет против страны вводились и некоторые ограничения, коснувшиеся прав человека, однако их рассмотрение не входит в рамки нашей статьи.

Рабочие выгружают компенсатор дваления для Бушерской АЭС


Весна 2012 года стала началом нового этапа санкций и все больше растущего давления Запада на Иран. 24 марта министры иностранных дел государств Евросоюза поместили в черный список имена еще 18 граждан Исламской Республики, которым запрещалось посещать страны ЕС, а их банковские счета в этих странах замораживались. 28 марта в американском санкционном списке оказались еще трое иранских военнокомандующих, однако это было ничто по сравнению с грядущими санкциями.

Так, 11 апреля 2012 года решением министров иностранных дел государств Евросоюза был введен запрет на ввоз в европейские страны иранской нефти. 13 июля США наложили санкции на 50 финансовых компаний и фондов, а также на «Национальную иранскую танкерную компанию» и принадлежавшие ей 58 судов и 27 фирм. 21 декабря по обвинению в причастности к развитию ядерной программы Ирана и созданием его баллистических ракет Министерство финансов США внесло в свой список non-grata еще четыре компании и одного иранского гражданина. 11 марта в аналогичный список Евросоюза министрами иностранных дел входящих в него стран были включены другие девять иранцев. 10 мая Минфин утвердил запретительные меры по отношению совместного ирано-венесуэльского банка. 31 мая Соединенные Штаты установили санкционный режим в отношении восьми иранских нефтехимических компаний. Все эти санкции Запад направлял против ядерной программы Ирана в период президентства Ахмадинежада.

Политика правительства Рухани и обратный процесс санкций

Поток санкций, которые Запад в массовом порядке вводил в 2006–2012 годах в связи с ядерной программой Ирана, продемонстрировал не только лидерские амбиции Запада, мешавшие реализации законных прав иранского народа на использование мирного атома, но и неконструктивную позицию прошлого правительства, не способного решить противоречия путем переговоров.

Сменившему его новому правительству под руководством президента Хасана Рухани достались в наследство все те многочисленные санкции, введенные ранее против Ирана и разрушавшие его экономику.

Учитывая сложившуюся ситуацию, новый кабинет министров, сделавший своим лозунгом конструктивное взаимодействие со странами региона и всего мира, направил основные усилия на урегулирование ядерной проблемы и иранские дипломаты взялись за проведение серьезных и целенаправленных переговоров. В результате неутомимых усилий участников переговоров по ядерной проблеме во главе с министром иностранных дел Мохаммад Джавадом Зарифом 24 ноября 2013 года между Ираном и шестеркой международных посредников было подписано Женевское соглашение, называемое также «Проектом совместных действий».

Заключение этого проекта Ираном и группой «5+1» важно тем, что при прежнем правительстве Ахмадинежада переговоры с шестью мировыми державами зашли в тупик и не имели никакого результата.

Хотя, согласно первоначальному Женевскому соглашению, международные посредники обязались не вводить против Ирана никаких санкций в связи с его ядерной программой, со стороны западных стран были предприняты действия, которые хотя и не нарушали договор, но противоречили самому духу соглашения.

Так, 29 ноября 2013 года Европейский Союз включил в свой санкционный список организацию, управляющую строительством атомных электростанций в Иране, а также 16 судоходных компаний. 12 декабря 2013 года и 6 февраля 2014 года Министерство финансов США ввело санкции против еще нескольких физических и юридических лиц Исламской Республики. 29 апреля ограничения были утверждены в адрес восьми китайских и двух эмиратских фирм, которые якобы сотрудничали с Ираном. 29 августа Минфин объявил о санкциях в отношении других восьми физических лиц и двух десятков коммерческих организаций, в том числе шести танкерных. Все они были обвинены в нарушении санкций, наложенных на иранскую ядерную программу и ракетостроение. 15 февраля 2015 Евросоюз утвердил санкционные меры против «Национальной иранской танкерной компании». Все эти санкции были введены против Ирана в период работы нового правительства под председательством Хасана Рухани.

Политическое руководство Вашингтона и ряда европейских столиц, а также часть связанных с ними аналитиков, называют данные меры не новыми санкциями, а продолжением процесса, начавшегося после введения прежних мер запретительного характера. Вместе с тем другая часть экспертов склонна считать, что последние санкции стали рычагом давления Запада, которые он использует для того, чтобы заставить группу иранских переговорщиков отступиться от своей принципиальной позиции.

Несмотря на это, Женевское соглашение не только создало преграды для введения Западом еще больших санкций, но и запустило обратный процесс. Дело в том, что была разморожена значительная часть резервов Ирана в других странах мира, а многие введенные прежде санкции приостановили свое действие.

Что касается разморозки финансовых активов Ирана за рубежом, то за прошедшие шесть месяцев после подписания Женевского соглашения группе иранских переговорщиков удалось вернуть своей стране часть поступлений от продажи нефти в размере 4,2 миллиарда долларов, которые были переведены восемью траншами.

Кроме того, за четыре месяца первого периода продления соглашения Иран смог получить еще 2,8 миллиарда долларов. После пролонгации переговоров на семь месяцев было также принято решение о том, что ежемесячно со счетов Ирана в иностранных банках будут размораживаться 700 миллионов долларов.

Еще одним достижением команды иранских переговорщиков, гораздо более важным, чем получение замороженных ранее денежных средств, стала приостановка действий санкций, которые на протяжении нескольких лет душили экономику страны. В течение одного года после подписания Женевского соглашения постепенно из санкционного списка были исключены некоторые крупные иранские компании. Ожидается, что этот процесс продолжится и в будущем, а если стороны все же поставят свои подписи под универсальным устойчивым соглашением, то санкции не просто будут приостановлены, а отменены окончательно.

В частности, по условиям Женевского соглашения, к числу приостановленных санкций относятся, во-первых, запрет Соединенных Штатов и Евросоюза на куплю-продажу золота и других ценных металлов и осуществление услуг в этой сфере, во-вторых, отказ в выдаче лицензий на осуществление работ и поставок запасных частей для обеспечения безопасности гражданских самолетов и связанных с этим услугами, то есть страхование, транспортировка и финансовые операции, на которые ранее распространялись санкции США и ЕС, в-третьих, эмбарго на экспорт из Ирана продукции нефтехимии и связанных с ним услугами, и, в-четвертых, введенное американцами ограничение на приобретение продукции машиностроения и осуществление связанных с ним операций.

Установка по конверсии урана рядом с городом Исфахан


Помимо всего перечисленного, Женевское соглашение содержало и другие благоприятные положения, к числу которых можно отнести создание финансового канала для оптимизации торгового обмена гуманитарного характера с целью обеспечения внутренних потребностей Ирана в сфере пищевых и сельскохозяйственных продуктов, лекарств, медицинского оборудования и выплаты университетских стипендий иранским студентам, получающим образование за пределами своей страны.

В свете достигнутой договоренности 20 января 2014 года Совет министров иностранных дел Евросоюза выпустил декларацию о 10-кратном увеличении максимально допустимого объема перевода денежных средств при заключении торговых сделок с Ираном. В середине весны того же года Министерством финансов США выдало лицензии двум крупным американским компания Boeing и General Electric, чтобы те смогли заняться поставкой запасных частей для иранских самолетов, а сам президент США Барак Обама выступил против планов Конгресса о введении новых санкций в отношении Исламской Республики.

Выводы

На фоне определенного успеха в деле мирного урегулирования разногласий по ядерной проблеме между Тегераном и Западом система санкций до сих пор продолжает существовать. По словам президента Хасана Рухани, эта система уже дала трещину, но сохраняющиеся санкции похожи на каменные глыбы, которыми выложена стена вокруг Ирана, и стране крайне тяжело выживать в подобных условиях.

Если продолжить аллегорическое сравнение структуры антииранских санкций, то она действительно может напоминать стену, фундамент которой уже начал трескаться, но основная ее часть все еще сохраняется и она продолжает мешать Ирану развивать отношения с другими странами.

Несмотря на сохранение основной части введенных санкций, можно надеяться, что прекращение дальнейшего укрепления этой стены и снижение ее высоты открывают радужные перспективы для Исламской Республики.

В нынешней ситуации основной целью иранских дипломатов является полная отмена всех санкций. События, произошедшие после подписания Женевского соглашения, и активная внешняя политика действующего правительства позволяют надеяться на то, что наряду с реализацией законных прав своего народа Иран добьется выхода из международной изоляции.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.