Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Стороны будут торговаться до последнего

© РИА Новости / Перейти в фотобанкГлавный офис ООО «Белтрансгаз»
Главный офис ООО «Белтрансгаз»
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Документы о покупке «Газпромом» второй половины акций «Белтрансгаза» «находятся в высокой степени готовности». Однако сделка затягивается, потому что белорусская сторона увязывает ее с подписанием контракта на поставки газа в Белоруссию с 1 января 2012 года. Удастся ли Белоруссии выторговать дешевый газ на ближайшие годы? Возможен ли очередной газовый конфликт между Минском и Москвой?

Документы о покупке «Газпромом» второй половины акций «Белтрансгаза» «находятся в высокой степени готовности». Однако сделка затягивается, потому что белорусская сторона увязывает ее с подписанием контракта на поставки газа в Белоруссию с 1 января 2012 года. По словам председателя правления «Газпрома» Алексея Миллера, продажа акций «Белтрансгаза» и подписание контракта на поставку газа - это разные документы и различные вопросы, и их нельзя путать. Удастся ли Белоруссии выторговать дешевый газ на ближайшие годы? Возможен ли очередной газовый конфликт между Минском и Москвой?

На вопросы Алеся Дащинского отвечает экономический обозреватель газеты «Белорусы и рынок» Татьяна Маненок.
 
- Почему официальный Минск «путает» продажу акций «Белтрансгаза» с подписанием контракта на поставку газа от 2012 года? За что идет борьба?

- Для белорусской стороны самое главное выторговать более-менее дешевый газ. Ведь цена этого вопроса очень значительна для белорусской экономики. Только в этом году Белоруссия будет вынуждена заплатить за природный газ на 1,6 миллиарда долларов больше, чем в прошлом. Стоимость газа делается достаточно критической в ситуации экономического и финансового кризиса в Белоруссии. К тому же со следующего года дается старт Единому экономическому пространству в рамках Таможенного союза. Очевидно, что цена газа для Белоруссии сегодня уже примерно вдвое выше, чем для российских компаний, конкурировать на российском рынке Белоруссии будет довольно сложно. Белорусская сторона будет стараться выторговать для себя стоимость газа, который более-менее будет соответствовать уровню российских компаний. «Газпрому», кажется, будто бы белорусская труба сегодня совсем не нужна. Не горит этот вопрос. Тем не менее «Газпром» хочет все-таки приобрести эту трубу. Неизвестно, правда, какие условия при этом ставятся. Ведь любая компания, которая приходит на рынок, хочет контролировать еще и внутренний потребительский рынок. Вопрос приватизации «Белтрансгаза» может быть затянут, если белорусская сторона будет настойчиво держаться своей позиции. Для России это не критично. Просто момент хорош, когда Белоруссии нужны деньги. Также российская сторона не хочет отходить от формулы ценообразования на природный газ, которой так долго добивалась. И поэтому она хочет разделить эти вопросы.

- Уже есть сигналы из России, что средняя цена на газ для Белоруссии в ближайшие три года может составить 250 долларов за тысячу кубометров. Но российская сторона рассчитывает на определенные условия. Могут ли нынешние недоразумения привести к очередному газовому конфликту между Минском и Москвой?

- В России впереди политический год, избирательная кампания, и российской стороне такие проблемы вовсе не нужны. Как не нужны проблемы в преддверии старта интеграционного проекта - Единого экономического пространства. В любом случае, белорусская сторона сегодня очень завязана на Россию, и козырей для того, чтобы что-то выторговать, и вообще пока что нет. Ведь Россия уже ввела в эксплуатацию альтернативный газопровод «Северный поток». И если Белоруссия начнет создавать проблемы для партнера, то в России уже есть возможность перенаправить эти потоки. С другой стороны, Россия также связана тем, что через территорию Белоруссии проходит ее собственный газопровод «Ямал-Европа». Поэтому обе стороны будут искать какой-то выход. Но это будет сложно. Россия также не хочет идти на существенные уступки. Стороны будут торговаться до последнего.

Перевод: Светлана Тиванова