Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

На острие копья: может ли большой бизнес одолеть коррупцию в России?

© РИА НовостиДенежные купюры, коррупция, взятки
Денежные купюры, коррупция, взятки
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В прошлом году в российской и западной прессе появилось незначительное оживление, когда основные европейские и американские компании и бизнес-ассоциации, работающие в России, подписали пакт честности, обязавшись не давать взяток в этой стране. Хотя несколько смущает статус данной инициативы, по прошествии года ясно, что антикоррупционные инициативы в экономике могут прижиться.

В прошлом году в российской и западной прессе появилось незначительное оживление, когда основные европейские и американские компании и бизнес-ассоциации, работающие в России, подписали пакт честности, обязавшись не давать взяток в этой стране. Многие тогда были настроены скептически, включая и меня, особенно потому, что некоторые из самых видных подписантов были замешаны в прошлых или текущих расследованиях по делам о коррупции, связанным с их деятельностью в России. Хотя меня несколько смущает статус данной инициативы, по прошествии года уже ясно, что антикоррупционные инициативы в экономике здесь могут прижиться, и это может быть хорошо.

Один из новейших примеров этого явления — «Российский Энергетический Комплаенс Альянс» (РЭКА), организованный Центром деловой этики и корпоративного управления. Как следует из названия, членами РЭКА являются российские и зарубежные компании, работающие в российском энергопроизводственном секторе. Мне нравится идея отраслевых инициатив, а эта отрасль является прекрасным местом для начала. Во-первых, она имеет большой потенциал роста в России, поскольку неэффективные государственные предприятия приватизированы, и энергетическая инфраструктура советской эпохи отремонтирована или заменена. Во-вторых, этот сектор включает в себя много контактов с государственными органами (например, по государственным закупкам, в значительной степени регулируемым), что повышает коррупционные риски компании в России (вспомните, проблемы IKEA возникли при ее взаимодействии с государственным учреждением «Ленэнерго»).

Платформа РЭКА включает как внутриотраслевую подготовку и обмен идеями, так и взаимодействие с экономическими структурами государства с целью сведения к минимуму неопределенности режима регулирования и снижения рисков. Здесь значение коллективных действий очевидно: участники рынка знают, что делают их коллеги и, следовательно, известны стандарты оценки их деятельности, поэтому можно обращаться к госорганам на основе единого подхода (никто не хочет быть единственной компанией, которая скажет агентству X прекратить коррупционные методы отношений). Наконец, РЭКА планирует создать организации гражданского общества, которые бы оценивали компании на соответствие стандартам, разработанным членами РЭКА.

Стратегия РЭКА включает в себя и элемент защиты, а именно — показать правоохранительным органам, что члены альянса имеют честные намерения и не желают нарушать антикоррупционное законодательство и другие законы в процессе ведения бизнеса в России. Власти США по всей видимости, приняли это к сведению. Помощник генерального прокурора Лэнни Брейер (Lanny Breuer) — начальник криминального отдела Министерства юстиции — выступил на последнем совещании РЭКА на прошлой неделе в Москве.

Помимо того, чтобы избежать преследования у себя на родине, как мне кажется, западные и российские компании просто устали ждать, когда «Война с коррупцией» президента Медведева хотя бы немного облегчит ведение бизнеса в России. Многие оценивают инвестиционный потенциал России, но, вероятно, не решаются, потому что риски перевешивают выгоды. Такие проекты, как РЭКА являются одним из способов для компаний взять на себя инициативу в снижении этих рисков и улучшении бизнес-среды в России.