Вывод ученых: отечественным почвам грозит деградация из-за длительной безответственной эксплуатации их сельхозпроизводителями
Специалисты Института географии НАН Украины обнародовали итоги исследования «Влияние концентрации сельскохозяйственных земель на общество и окружающую среду на Украине», проведенного по заказу ГО «Экодия» при финансовой поддержке глобальной инициативы Land Matrix и ее доноров: Европейской комиссии, немецкого федерального министерства экономического сотрудничества и развития, а также Швейцарского агентства по развитию и сотрудничеству. Выводы, к которым пришли ученые, неутешительны и поучительны.
Эксплуатация во вред
Первое, на что обращают внимание ученые, — чрезмерная распаханность земель на Украине: в среднем по государству — восемьдесят процентов, а есть регионы, где этот показатель достигает девяносто пяти процентов (то есть не распаханы только дороги и территории поселков). Природная растительность кое-где почти потеряна, что негативно сказывается на общем состоянии окружающей среды.
Хозяева страны
Основной причиной этого исследователи считают чрезмерную концентрацию земель в руках немногих. Как отмечается в исследовании, десять крупнейших агрохолдингов в прошлом году обрабатывали около трех миллионов гектаров. Всего в руках агрохолдингов, согласно другим данным, около четырех миллионов гектаров, что составляет почти треть всех сельскохозяйственных земель Украины.
Чрезмерная концентрация земель в руках немногочисленных мегасобственников, говорится в исследовании, наблюдается в странах, где налицо имеются негативные факторы: слабость и несовершенство законодательства, недостаточный контроль за его соблюдением, низкий уровень развития гражданского общества, коррумпированность власти. Из материалов исследования следует, что к перечню таких стран относится и Украина. Здесь имеются еще и дополнительные факторы: переход аграрной отрасли от коллективной к частной собственности привел к формированию и развитию теневых схем землепользования, без которых образование агрохолдингов было бы невозможным.
Еще одним из факторов авторы исследования считают мораторий на продажу земли. Интересный факт: ни один из сторонников отмены этого моратория никогда не употребляет словосочетание «покупка земли», всегда только «продажа». Земля переходила в пользование через заключение договоров аренды, но арендатор не хозяин, он не чувствует заинтересованности в сохранении плодородности, а собственник надела не имеет никаких средств воздействия на землепользователя.
Не стоит думать, что сеют культуры, истощающие почву, много лет подряд и без надлежащих севооборотов лишь агрохолдинги — за ними следует и значительная часть фермеров. Они просто вынуждены это делать, чтобы окончательно не проиграть соперничество за рентабельность, ведь в агрохолдингах показатели производительности выше, в частности меньшее количество работников и человеко-часов работы на гектар и тому подобное. А государственную поддержку фермерства, которая должна была бы побудить выращивать другие культуры, менее рентабельные, но необходимые для полноценного питания населения, исследователи считают недостаточной.
Такое негативное явление, как отмечается в исследовании, появилось не сегодня и даже не вчера. Авторы документа ссылаются на данные национального доклада о состоянии плодородия почв Украины (2010 год, более поздних данных нет), согласно которым наибольшие потери гумуса происходили в период существования колхозов — в 1960-1980-х годах. То есть известная шутка «должен, как земля колхозу» по сути оказывается вовсе не шуточной, а агрохолдинги, хоть и построены на совершенно иной форме собственности, по способу землепользования — прямые потомки колхозов. Кстати, в упомянутом докладе Украина отнесена к странам с неразвитой системой охраны почв.
Как остановить деградацию?
Как предотвратить уничтожение плодородного слоя почвы? Ученые предлагают много способов. Чтобы плодородный слой не смывало на крутых склонах и берегах рек, здесь следует высаживать лесные насаждения. Другое дело, кто это будет делать, если земля принадлежит частному владельцу? Правила сохранения и содержания лесополос, принятые летом прошлого года, к сожалению, недостаточно эффективны из-за заложенных в них непродуктивных норм. А главное — исследователи отмечают слабый контроль экологических последствий деятельности агрохолдингов. В частности, влияние ее на окружающую среду еще системно не изучали.
Определенные надежды авторы исследования возлагают на то, что якобы с открытием рынка сельскохозяйственных земель должна вырасти арендная плата. Тогда агрохолдинги теоретически должны отказаться от части своего земельного банка и на освобожденных землях образуются фермерские хозяйства, которые будут бережнее относиться к земле.
К сожалению, оптимизм тех, кто так считает, не можем разделить. Тезис о предстоящем повышении арендной платы был сугубо популистским, его выдвинули для того, чтобы сельское население изменило негативное отношение к купле-продаже земли на более снисходительное. На самом деле никаких экономических оснований для этого нет, разве только опасение, что владелец пая не продлит договор аренды, а продаст свой участок кому-то другому. Такое рассуждение касается только фермеров, а они и так работают на грани рентабельности, поэтому бесконечно повышать арендную плату невозможно.
Зато у агрохолдингов такого страха нет — ну, давай, продавай. А какой смельчак купит, если вокруг вся земля — агрохолдинга, под ним вся местная власть, органы самоуправления и правоохранители? Авторы исследования называют это монополизацией отдельных сельских территорий. Вряд ли кому-то другому дадут там спокойно работать.
И сейчас на Украине есть регионы, где пай возможно сдать в аренду только одному — единственному хозяину, других туда просто не пускают. Насколько большую арендную плату платит такой местный князек, догадаться нетрудно — конкуренции же нет! Поэтому, с какой стати он вдруг ее повысит, если единственный потенциальный покупатель земли — он сам?
Более реальным представляется предлагаемый контроль и мониторинг не только прав собственности земель сельскохозяйственного назначения, а их использования на основе данных Государственного земельного кадастра. Более детального исследования требует проблема концентрации земель, ее влияния на состояние почв и окружающей среды — она недостаточно исследована. Но здесь уже государство должно определиться, кто будет осуществлять такой контроль и исследования и на каких законодательных основаниях.
На правительственном уровне следует решить, что делать с землями, которые уже испорчены. Как отметил по этому поводу эксперт по землепользованию ГО «Экодия» Михаил Амосов, Кабинет министров должен разработать программу и план действий по выводу из интенсивного использования уже деградированных земель.
Верховная рада должна срочно принять законопроект 3091-д о реформе системы государственного экологического контроля, который содержит элементы землепользования. Только при условии жесткого государственного контроля можем сохранить самое ценное достояние Украины — ее почву.