Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Почему Европа должна прислушаться к Медведеву

Россия не самый нейтральный участник большой энергетической игры, однако Евросоюз не должен наотрез отказываться от рассмотрения идей, предлагаемых ее президентом.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В новых планах, которые Медведев пообещал представить крупным странам, входящим в состав "Большой восьмерки" и "большой двадцатки", а также бывшим советским республикам из Содружества Независимых Государств, рассматриваются все аспекты глобального энергетического сотрудничества, включая предложения по соглашениям о транзите. В них рассмотрены вопросы атомной энергетики, а также обычные источники.

На следующей неделе Чехия в качестве страны-председателя совета министров ЕС проведет в Праге встречу с представителями центральноазиатских республик. Цель встречи - провести обсуждение вопроса о возможных маршрутах транспортировки газа из этого региона на рынки Западной Европы в обход России. В прошлую пятницу (24 апреля) Болгария, которая сильнее многих пострадала от прекращения подачи газа из-за спора между Россией и Украиной, организовала отдельную энергетическую встречу. Софийский саммит, в работе которого приняли участие представители прикаспийских и центральноазиатских республик, а также руководители ЕС, тоже был посвящен вопросу о возможных альтернативных энергетических маршрутах в Европу. На нем, кроме этого, были обсуждены обязанности стран-поставщиков, транзитеров и импортеров энергоресурсов. Два дня назад (28 апреля) премьер-министр Болгарии Сергей Станишев (Sergei Stanishev) приехал в Москву на переговоры с российским премьером Владимиром Путиным на тему нового газопровода "Южный поток", по которому предполагается перекачивать российский газ через Болгарию на рынки Западной Европы.

Такая внезапная активизация энергетической дипломатии отчасти вызвана серьезностью январского кризиса, из-за которого отдельные районы Европы посреди суровых зимних холодов остались без тепла. Этот спор показал, насколько уязвимы и не защищены маршруты перекачки топлива в Западную Европу. Он также выявил некоторые сомнительные аспекты газовой торговли.

Длившиеся две недели попытки ЕС определить виновного в отключении газа ясно продемонстрировали необходимость заключения новых соглашений с поставщиком и странами-транзитерами. Россия, похоже, тоже поняла, что последний энергетический кризис нанес ущерб ее репутации надежного поставщика, и что правила торговли энергоресурсами необходимо переписать, если она намерена устранить последствия этого политического, а возможно и коммерческого ущерба. Но пока лидеры ЕС деятельно занимались организацией параллельных саммитов, выясняя детали двусторонних соглашений и поддерживая конкурентные инфраструктурные проекты, российские руководители сделали смелый шаг вперед, предложив переписать международные энергетические правила.

Во время визита в Финляндию на прошлой неделе (21 апреля) российский президент Дмитрий Медведев выступил с амбициозным предложением сформулировать новые правила международного энергетического сотрудничества. Они должны прийти на смену Договору к Энергетической хартии от 1994 года, который Россия подписала, но так и не ратифицировала, заявив, что он идет не в ногу с реальностью и не включает многие крупные страны-производители энергоресурсов, страны-транзитеры и страны-потребители.

В новых планах, которые Медведев пообещал представить крупным странам, входящим в состав "Большой восьмерки" и "большой двадцатки", а также бывшим советским республикам из Содружества Независимых Государств, рассматриваются все аспекты глобального энергетического сотрудничества, включая предложения по соглашениям о транзите. В них рассмотрены вопросы атомной энергетики, а также обычные источники. Европейские руководители, которые были удивлены в связи с появлением этих планов, говорят о том, что рассматривают данные предложения с "огромным интересом".

Попытка российского президента переписать международные энергетические правила чем-то напоминает его не менее смелые предложения о создании новой архитектуры европейской безопасности, в которую будет включена Россия, и которая превратит НАТО в устаревшую организацию. Вместе эти предложения свидетельствуют о желании России восстановить свое влияние в мире. Хотя Россия далеко не самый нейтральный игрок в мировой энергетической торговле, и хотя она печально известна своей жесткой тактикой действий в бизнесе, это отнюдь не означает, что Евросоюз должен наотрез отказаться от рассмотрения предложений Медведева. Пора ЕС признать, что Энергетическая хартия так и не встала на крыло, и не только потому что Россия ее не ратифицировала, а потому что она не включает ряд важных энергетических игроков, таких как Соединенные Штаты, Китай, Индия и Норвегия. ЕС должен со всей серьезностью рассмотреть и проанализировать идеи России. Желательно также провести международные переговоры по сотрудничеству в области энергетики с участием всех ведущих стран из сферы энергетического бизнеса. Было бы уместно в предварительном порядке обсудить планы Медведева на встрече "Большой восьмерки" в Италии, которая пройдет в июле. Миру нужен всеобъемлющий набор связных, прозрачных, юридически обязательных правил для защиты торговли самым необходимым видом товара - энергией. План Медведева дает миру шанс серьезно задуматься над деполитизацией энергетической сферы.

Обсудить публикацию на форуме

___________________________________________________________

Российский троянский конь в ЕС вносит изменения ("EUobserver.com", Бельгия)