Лиссабонский договор называет энергетическую безопасность одной из задач Европейского Союза. Следовательно, он очевидным образом должен затрагивать трубопровод «Северный поток», по которому, когда он будет закончен, природный газ будет идти из России в Германию – крупнейшую экономику Евросоюза.

Однако в настоящий момент «Северный поток» никак не может служить примером европейской солидарности, о которой говорит Лиссабонский договор. Этот германско-российский проект с французским и голландским участием был принят без консультаций с Польшей, через территорию которой сейчас проходит большая часть поставляемого в Германию российского газа. Это заставляет думать, что в будущем российский энергетический гигант «Газпром» сможет, если этого захочет Кремль, экономически или политически надавить на Варшаву, не затронув клиентов в Западной Европе.

Как российские, так и германские участники проекта уверяют, что он направлен на то, чтобы снабжать Европу газом. Однако при этом остается неясным, будут ли поставки по «Северному потоку», как это часто бывает с контрактами на российский газ, обставляться дополнительными оговорками о перепродаже и реэкспорте, согласно которым немецкий партнер «Газпрома» не сможет продавать получаемый газ третьей стороне. Европейской комиссии следует прояснить этот вопрос.

Необходима гарантия того, что газ, который будет поставляться по «Северному потоку», сможет свободно продаваться и будет доступен на коммерческой основе всем странам Евросоюза. Такой гарантией, доказывающей, что трубопровод укрепляет энергетическую солидарность, могла бы послужить прозрачная нормативная база.

Комиссия удостоверилась, что проект трубопровода "Набукко", который будет доставлять в ЕС каспийский газ, предусматривает такую гарантию. Поэтому странно, что она не обеспечила гарантии для «Северного потока». Европейский комиссар по энергетике Гюнтер Эттингер (Günther Oettinger) объяснил это тем, что он не считает возможным менять коммерческие соглашения.

Однако такую гарантию можно обеспечить и без таких мер, просто добавив к существующему коммерческому соглашению межправительственное. Например, в случае "Набукко" гарантией служит именно оно. В прошлом июле правительства Австрии, Болгарии, Румынии, Венгрии и Турции подписали документ по "Набукко", в котором обязывались «не допускать и не требовать приостановки или ограничения свободы транспортировки природного газа» через трубопровод. В соглашении также прописан четкий алгоритм действий в случае, если подобные «приостановки или ограничения» будут иметь место.

Подобного рода гарантии, подписанные правительствами и поддержанные Европейской комиссией, помогли бы развеять существующие в Польше и в других странах подозрения относительно планов России и Германии. Недавнее решение России предоставить Украине 30-процентную скидку на газ в обмен на долговременное право пользования украинским черноморским портом Севастополь указывает на то, что для российского руководства поставки энергоносителей - это не только коммерческое предприятие, но и способ наказывать и вознаграждать соседние страны.

Если договор о «Северном потоке» будет дополнен межправительственным соглашением, Польша почувствует себя достаточно уверено, чтобы изменить свою позицию в отношении «Северного потока», поставок российского газа и энергетической структуры в целом.

По экологическим соображениям Польше срочно необходимо частично перевести производство электроэнергии с угля на газ, что позволило бы ей в большей степени следовать европейской политике в вопросе о выбросах углеводорода. Однако для этого Варшава должна быть уверена, что, если она будет покупать больше газа у России, ее энергетическая безопасность не окажется под угрозой, а, напротив, укрепится.

Прежде, чем это случится, «Северный поток» должен быть снабжен соответствующими гарантиями. Первый шаг необходимо сделать Еврокомиссии. Теперь, когда Лиссабонский договор подписан, настало время избавиться от недоговоренностей, окружающих проект, который служит одним из основных источников беспокойства в вопросе о энергетической безопасности Европы.

Лена Коларска-Бобинска - депутат Европейского парламента от Польши, правоцентрист, член парламентского комитета по промышленности, науке и энергетике.