С 31 июля по 2 августа вместе с главой совета директоров турецкого представительства «Яндекс.Турция» Мехметом Али Ялчиндагом мы были приглашены в центральный офис лидирующей поисковой компании России «Яндекс» в Москве. Рыночная стоимость компании «Яндекс» составляет порядка 6 млрд долл. В период стагнации и кризиса годовой доход компании составлял 1 млрд долл., а в первой четверти 2012 г. чистая прибыль поисковой компании «Яндекс» увеличилась на 67%. После России, где «Яндекс» удерживает 60,2% рынка, первое расширение компании состоялось в Турции. Число сотрудников компании из разных стран в целом составляет 3500 человек. В центральном офисе в России над развитием деятельности компании на турецком рынке работают 100 человек. В турецком представительстве работают 50 человек. Генеральный директор компании «Яндекс» Аркадий Волож и глава совета директоров «Яндекс.Турция» Мехмет Али Ялчиндаг отмечают: «Мы намерены стать национальной компанией Турции».

На пути становления мировой поисковой компанией в качестве важного фронта «Яндекс» выбрал в первую очередь турецкий рынок. В этом значимую роль сыграли качество рынка, потенциал роста, условия конкуренции и, конечно, полученное от турецкой стороны активное приглашение. Руководство предполагает, что компания прошла основной тест, чтобы апробировать похожие стратегии расширения в других странах при варьировании доли на рынке от 1% до 20%. Согласно заявлению Мехмета Али Ялчиндага, «Яндекс» не останется просто офисом в Турции, а будет служить полностью отвечающей потребностям Турции компанией. Это чрезвычайно важно. «Яндекс», действующий на национальном уровне, продолжает продвигаться к намеченной цели по выходу на мировой уровень. В этой связи привлекают внимание усилия компании «Яндекс» относительно присутствия и использования турецкого языка в Интернете. Аркадий Волож так описывает действия в этом направлении: «В Турции 35 млн Интернет-пользователей и 4 млрд веб-страниц на турецком языке. Поэтому, вполне естественно присутствие турецкого языка в Интернете. При осуществлении поиска на турецком языке в Яндексе вы найдете в три раза больше данных, чем в Google. Мы планировали руководить деятельностью компании в Турции из Москвы и основали в Турции офис. При этом раньше в Турции не было даже офиса Google. Увидев наши конкурирующие планы, они тотчас же открыли офис в Турции». Очевидно, конкуренция прекрасна!

В Турции также придают значение развитию сервиса по предоставлению доступа к географическим картам и данных о дорожном движении в Стамбуле, которые обеспечиваются «Яндекс» благодаря системе GPS-навигации. Мехмет Али Ялчиндаг описал проведенный лично им тест: «Находясь на корабле недалеко от берега, я наблюдал дорожное движение в Стамбуле с одной стороны через Яндекс, с другой – обращаясь к данным городской администрации. Полнота отслеженных данных, предоставленных администрацией, составила 50–55%, Яндексом – 85%. Позже я обсудил это с должностными лицами администрации: они наблюдают дорожное движение при помощи видеокамер». В дополнение к этому в России «Яндекс» предоставляет возможность совершения покупок и услугу такси. При заказе такси через «Яндекс» самая ближайшая из 6000 зарегистрированных в системе машин немедленно отправляется к пункту назначения. В городах, для которых характерна проблема дорожных пробок, таких как, например, Москва, ожидание такси занимает 12 минут. «Яндекс.Турция» для обеспечения возможности подобных услуг в Турции, возможно, приобретет ряд небольших локальных компаний.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.