Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Возрождение сталинского мифа

Все чаще звучат реплики вроде: 'Не будь Сталина, у нас не было бы ни Пастернака, ни Булгакова', возвращается излюбленная идея о добром вожде, находящемся в окружении врагов

Возрождение сталинского мифа picture
Возрождение сталинского мифа picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В этом 'произведении' можно обнаружить и преступные моменты, искажающие историю или приравнивающие Сталина к Христу... Прибавьте сюда благословление исполнителя главной роли митрополитом Грузии, и иллюзия боголепия проекта будет полной. А автор комментирует: 'Даст Бог, после 'Сталин.Live' будет 'Берия.Live'...

Данный материал публикуется в рамках акции 'Переводы читателей ИноСМИ.Ru'. Эту статью обнаружил и перевел наш читатель Gerolf, за что мы ему крайне признательны

__________________________________________________

5 марта минуло 55 лет со дня смерти советского диктатора И.В. Сталина. И хотя может показаться, что эпоха кардинально изменилась, беглого взгляда на российские СМИ достаточно для того, чтобы стало очевидным - проклятый тиран превратился в национального героя. Российские информационные средства захлестнула волна патриотизма, с которой тесно связана спорная переоценка советского прошлого. Тяжелые 90-е остались в прошлом, теперь возвращается 'вера в светлое завтра', которая, кроме оптимистического выражения на лицах, проявляется в улучшающихся демографических и экономических показателях. Впервые за многие годы в стране появился прирост населения, люди берут кредиты в ипотечных банках на 20 и более лет, отдыхают на популярных курортах, не испытывая при этом острого желания эмигрировать. С возвращением стабильности появилось и желание вернуть былую национальную гордость, растоптанную в годы 'дикого капитализма'.

Поэтому чем дальше, тем чаще на российском телевидении появляются программы, подчеркивающие успехи социалистического 'народного хозяйства', которые просто режут глаза в сравнении с упадочностью сегодняшней рыночной ориентации. Помимо традиционной гордости за научные, военные и архитектурные достижения сегодня обращаются к расцвету культуры, связанному с заслугами 'освободителя народов'. Все чаще звучат реплики вроде: 'Не будь Сталина, у нас не было бы ни Пастернака, ни Булгакова', возвращается излюбленная идея о добром вожде, находящемся в окружении врагов. Однако самые опасные аргументы - это убежденность, что Сталин делал лишь то, что было необходимо для наведения порядка. Эту точку зрения неявно поддерживает и нынешняя власть, которая проигнорировала 70-летие Большого террора, начавшегося 30 июля 1937 года, и, наоборот, пропагандирует хвалебные псевдоисторические телевизионные и литературные опусы. В них советский диктатор появляется в виде строгого, но справедливого отца, заботливого родителя, сексуального мужчины, приятного собеседника. Комплекс всех этих характеристик создает совершенный образ воображаемого мужчины-вождя. И как показывают рейтинги, подобный образ публике нравится, он охотно ею принимается. Удивляться тут нечему, поскольку во всех ключевых советских мифах, суть которых в сегодняшнем восприятии остается прежней, измененной лишь незначительно, именно пост вождя все это время оставался вакантным. Таким образом, после долгого отсутствия эту позицию занял проверенный в работе грузин, с чеканного образа которого стряхнули пыль.

Кинематографическая реабилитация Сталина стала в последнее время явлением, характерным для всех видов и жанров. Без преувеличения можно сказать, что с обновленным Иосифом Виссарионовичем мы пока не сталкиваемся, разве что в мультипликации. Наиболее наглядным примером подобной продукции могут служить сериалы 'Сталин.Live' Григория Любомирова, показанный в прошлом году по одному из ведущих коммерческих каналов. Сорокасерийная смесь примитивной телевизионной саги латиноамериканского типа с упадочным реалити-шоу (жанром, которым эту часть света как раз и 'осчастливил' Любомиров) рисует последние месяцы жизни Вождя, с явным усилием пытаясь обозначить сложность эпохи и, соответственно, характера Сталина. При этом авторы не стремятся точно изобразить последние мгновения жизни генералиссимуса - работы историков и других специалистов были отложены в сторону. Цель проста: очистить имя Иосифа Виссарионовича и дать беспризорному зрителю ориентацию нужного направления. При строительстве виртуального памятника делается ставка на рафинированные формальные идеи, на которых затем воздвигается мерзостный монумент 'защитника народа'.

Обновление прежнего культа использует метод отказа от студийных декораций. Действие перенесено в реальные места, связанные с 'наиболее славным периодом российской истории ХХ века' (слова Григория Любомирова). Следует подчеркнуть, что для значительной части публики исторические интерьеры, куда они смогли заглянуть, вызывают довольно сильное волнение. Нетрадиционный взгляд, брошенный на частную жизнь, создает атмосферу достоверности и, соответственно, доверия, углубленного внутренними монологами диктатора. Интимный масштаб большой мифологии - фирменная черта автора. С его помощью вооруженный значительной долей эмоционального чувства/сочувствия Любомиров пытается глубоко проникнуть в душу Сталина.

Факты, вывернутые наизнанку

Детерминистический рассказ о безрадостном детстве под гнетом деспотичного отца и не менее жестоких преподавателей православной семинарии сменяется романтическим образом кавказского грабителя (хотя речь тут идет об обычном бандитизме), имидж тирана улучшает и большое число любовных приключений. 'Мелкие' разногласия с собственными детьми, напротив, получают психоаналитический подтекст, что вызывает понимание. Отталкивающий вид дешевого психоанализа прикрыт наивной пробуксовкой отдельных линий. Сказочное идиллическое детство под южным солнцем Гори переходит в драматически темные краски темпераментного Кавказа с приближающимися семейными коллизиями. Сцены борьбы молодого революционера поданы с претензией на боевик, в то время как запутанные сюжеты контр-(разведки) в Америке 30-х и 40-х годов решены в стиле 'фильм нуар', кремлевские интриги получают налет детектива или триллера местного разлива. Художественно неоправданная попытка многостороннего изображения атмосферы той эпохи вызывает неприятное ощущение, будто автор по примеру рекламных слоганов пытается вложить в одно изделие много составляющих. Эта тенденция хоть и достойна сожаления, но безвредна для общества. Однако в этом 'произведении' можно обнаружить и преступные моменты, искажающие историю или приравнивающие Сталина к Христу...

Вольное обращение с фактами мистифицирует доверчивого зрителя, который со спокойной совестью подкрепляет свое знание истории просмотром 'исторического' сериала. Одурманенная публика более склонна к потенциальной переоценке наследия 'крупнейшего политика ХХ века' (собственные слова автора), когда ей предлагается портрет мудрого, доброго вождя, обладающего чувством юмора и, прежде всего, испытывающего тягу к Библии, из которой он цитирует длинные отрывки. В одном из эпизодов детства Сталин даже получает пророчество из уст знаменитого старца, который предрекает молодому Иосифу великие дела. Беззастенчивое преуменьшение жестокости правителя в значительной степени базируется именно на религиозных аллюзиях, которые подсовывают в своем художественном повествовании автор проекта и исполнитель главной роли Давид Гиоргобиани. Первый убежден, что небесный суд над тираном давно свершился, и мы не должны занимать по отношению к нему какую-либо моральную позицию. При этом мановением руки он прибавляет несколько событий из жизни Сталина, которые якобы свидетельствуют о его религиозных устремлениях: учеба в семинарии (до сих пор всегда объяснялась подчинением требованию матери) и 'внутреннее перерождение' в переломном 1943 году. Однако открытие храмов и освобождение церковных иерархов можно объяснить и обыкновенным прагматизмом, поскольку церковь вносила свой вклад в войну и усиливала патриотические чувства населения. Откуда-то вдруг появились сведения, что Сталин был принципиально против расстрела царской семьи. Прибавьте сюда благословление исполнителя главной роли митрополитом Грузии, и иллюзия боголепия проекта будет полной. А автор комментирует: 'Даст Бог, после 'Сталин.Live' будет 'Берия.Live'.

Трезвомыслящим зрителям остается лишь надеяться, что божья воля будет иной. Ведь традиционное отупление телевизионной аудитории достигло опасного уровня нового выстраивания культа личности, от божественного ореола которой уже однажды пришлось болезненно избавляться.

_____________________________________

Автор перевода читатель ИноСМИ.Ru - Gerolf

Примечание: редакция ИноСМИ.Ru не несет ответственности за качество переводов наших уважаемых читателей

_____________________________________

Обязательный тост за Сталина ("Rzeczpospolita", Польша)

Сталин - "хороший менеджер" для России ("Le Monde", Франция)

Массовый убийца ("Time", США)