Ровно 40 лет назад, шестого сентября 1979 года, на американцев с неба «свалился» один из самых больших подарков, какой только они могли получить. Этим подарком был секретный и вселявший страх «суперистребитель» МиГ-25. На нем в Японию прилетел советский пилот Виктор Беленко.
В первой половине 1960-х годов в Советском Союзе разрабатывался истребитель-перехватчик для уничтожения высокоэффективных, то есть сверхзвуковых бомбардировщиков с потолком более 20 километров, (не очень распространенного B-58 «Хастлер» с максимальной скоростью М=2 и разрабатываемого, но затем забытого истребителя «Валькирия» (М=3)), а также самолетов-разведчиков (SR-71 «Черный дрозд»).
Весной 1964 года в небо поднялся первый прототип мощного самолета с двумя двигателями Е-155, то есть прообраз будущего МиГа-25. Публике новый истребитель был представлен в 1967 году на дне авиации на аэродроме Домодедово под Москвой. Правда, представлением это назвать было трудно — зрители и западные наблюдатели видели в воздухе только четверку прототипов и предсерийных самолетов, которую комментатор представил как истребители, в три раза опережающие скорость звука, не вдаваясь в подробности. МиГ-25 был строго засекречен.
Советская авиация приняла серийные МиГи на вооружение в начале 70–х годов: сначала поступила разведывательная модификация (основное типовое обозначение МиГ-25Р), а чуть позже — истребители-перехватчики (МиГ-25П). Задача перехватчиков заключалась в быстром подъеме на требуемую высоту, установлении цели и уничтожении ее авиационной управляемой ракетой. Еще позже появился самолет оперативной разведки — бомбардировщик (МиГ-25РБ), который мог нести бомбы — как правило, обычные, весом 500 килограммов при максимальной массе нагрузки четыре тысячи килограммов. Слабой стороной МиГ-25 была недостаточная маневренность, что не очень мешало истребителю-перехватчику, не говоря уже о других модификациях. Другим недостатком была малая дальность из-за двигателей с большим расходом топлива. А это была уже серьезная проблема (радиус действия при неэкономном полете с частым использованием форсажа мог составлять всего 300 километров).
По кодификации НАТО МиГ-25 назывался «Фоксбат». Обрывочные донесения о нем, включая агентурные снимки советских аэродромов, а также некоторые достижения МиГ-25 в скорости и потолке, зафиксированные организацией FAI (Международной авиационной федерацией) как рекорды, или радарами во время пролетов над Израилем, вызывали страх у западных экспертов. Зафиксированное скоростное ограничение М=3,2 считалось для него стандартной скоростью, а практический потолок МиГа-25, как предполагали, достигал двух тысяч километров. Самолету приписывали значительно более высокую маневренность, чем та, которой он обладал на самом деле, а в модификации бомбардировщика МиГ-25 вселял страх как потенциальный носитель атомных бомб.
Щедрый подарок Виктора Беленко
Новый МиГ-25 высоко оценивало не только американское ЦРУ, но и сами пилоты, которые отзывались о нем как о лучшем истребителе своего времени (по крайней мере, на публике). Поэтому партия доверяла МиГи-25 самым лучшим летчикам-истребителям. Одним из них был и лейтенант Виктор Иванович Беленко.
Беленко летел на МиГе-25 в 513–м полку ПВО, дислоцированном на авиабазе Чугуевка примерно в 200 километрах от Владивостока. Резкий контраст между идеями, которые проповедовала коммунистическая партия, и реальностью, которую лейтенант видел вокруг себя, привели его к решению бежать из Советского Союза. 6 сентября 1976 года во время регулярного тренировочного полета Беленко воспользовался моментом и взял курс на восток в Японию, реализовав тем самым уже давно подготовленный план побега.
Беленко немного отклонился от курса и вместо авиабазы Титосе на остатках топлива долетел до гражданского аэропорта в Хакодате. К счастью, он не протаранил ни одного пассажирского самолета, хотя был к этому близок, а только повредил переднее шасси МиГа и кое-что из оборудования аэропорта. Испуганный Беленко некоторое время бегал вокруг своего самолета и несколько раз выстрелил в воздух из личного оружия, боясь, что собирающиеся зеваки повредят самолет. Вскоре Беленко попросил политического убежища в США.
Вскоре после этого беглец был доставлен в Соединенные Штаты. Беленко, обработанный советской пропагандой, адаптировался не сразу. Например, полные магазины он считал камуфляжем ЦРУ.
Но между агентами спецслужб и Беленко быстро установилось взаимное безграничное доверие, и советский пилот на протяжении нескольких месяцев сотрудничал с разными экспертами, которых интересовала советская авиация и ее техника и тактика — в том числе рутинная работа на базах, где нередко прибегали к использованию охлаждающего и антиобледенительного средства — этанола. Информация, переданная Беленко американцам, была для них такой же ценной (если не более ценной), как осмотр самого МиГа-25.
Прежде чем Беленко вообще успел приземлиться в Японии, на советской стороне всех уже охватил ужас. Сначала якобы оставалась «надежда», что пилот заблудился или разбился, но вскоре и она рассыпалась. СССР старался, во что бы то ни стало, вернуть дезертира и секретный самолет домой. Чиновники напрасно требовали и угрожали — обратно Беленко им не выдали. Сам самолет пришлось вернуть, но за счет намеренных проволочек у американцев было более двух месяцев для его детального изучения. В итоге МиГ-25 вернули в разобранном виде в нескольких ящиках. В СССР самолет снова собрали, но больше он никогда уже не летал и использовался для обучения на земле.
МиГ-25 под «рентгеном»
В Хакодате на МиГ-25 Беленко практически моментально набросились американские и японские эксперты. Деталь за деталью самолет разобрали, не переставая при этом удивляться. Сначала специалистов удивила примитивность использованных технологий и материалов, но затем эксперты оценили изобретательность создателей МиГа, которые сумели справиться с неизбежными ограничениями, связанными с низким технологическим уровнем советской промышленности.
Использованные материалы должны были сохранить механические характеристики при довольно высоких температурах, до которых конструкция самолета нагревалась при полете на высоких скоростях (около трех тысяч километров в час). Поскольку обработка титана технологически сложна, конструкторы решили эту проблему, применив высоколегированную аустенитную сталь. Конструкция корпуса самолета состояла на 80% из стали, и только оставшиеся 20% частей были титановыми (например, передняя кромка крыла) и дюралюминиевыми (механизация крыла). И именно по причине использования стали масса самолета была довольно большой (снаряженного — более 20 тонн, а максимальная взлетная масса достигала почти 37 тонн).
В частности из-за стальной конструкции МиГ-25 иногда публично «принижают». Так, в книге Джона Баррона, посвященной Беленко, цитируется следующий текст из журнала Newsweek:
«Японские эксперты, которые провели предварительный внешний осмотр самолета, были шокированы, увидев, что корпус и крылья покрыты коричневатыми пятнами ржавчины…. Японцы принесли магнит, и раздался громкий удар, который подтвердил их подозрения — поверхность «Фоксбата» покрывала старая добрая сталь».
Но аустенитная сталь не обладает ферромагнитными свойствами, так что остается вопрос, кто и зачем придумал веселую историю с магнитом. Также не совсем ясно, что за пятна, собственно говоря, покрывали поверхность самолета.
Подобной «проблемой» была и электроника. Вместо малых полупроводниковых элементов на МиГе-25 были установлены большие электронные лампы. Но опять-таки это были не обычные (и к тому моменту уже устаревшие) электронные лампы серийного производства, а новые, специально произведенные для МиГ-25.
Самолет имел два «примитивных» мощных двигателя Р-15. Создатели самолета «позаимствовали» их у разведывательных беспилотных аппаратов Ту-123 и частично модифицировали. Как уже было сказано, эти двигатели отличались большим расходом топлива. Поэтому у МиГа-25 были объемные топливные баки (примерно 17,5 кубометров), вмещавшие 14 тонн топлива. Для сравнения с другими двухмоторными истребителями — F-4 «Фантом» и F-15 «Игл» имеют баки около 7,5 кубометров.
Американцы могли успокоиться. Кроме того, информация от Беленко подтвердила, что МиГ-25 не является традиционным истребителем для воздушного боя (кстати, он для этих целей даже и не проектировался, см. начало статьи) и его маневренность хуже, чем даже у более старого F-4 «Фантома». Но, с другой стороны, маневренность МиГу-25 и не нужна была, поскольку скорость и практический потолок F-4 были на порядок ниже, и он не мог угрожать МиГу — в чем еще несколькими годами до этого на практике убедились израильтяне.
Так что в оценке МиГ-25 обе крайности ошибочны — и безграничное восхищение его характеристиками, и полное их развенчание. Для поставленных целей и при использовании доступных ресурсов и технологий в ОКБ имени Микояна создали максимально мощный и в то же время относительно дешевый и простой самолет. И главное, что его тактическая разведывательная модификация заняла свою нишу.
На службе за рубежом
Сначала в СССР исключали возможность передать МиГ-25 второй, пусть даже дружественной стороне. Но когда в начале 1970–х годов Египет обратился к Советскому Союзу за военной помощью в конфликте с Израилем, египтянам направили, помимо прочего, небольшую группу самолетов разведки — бомбардировщиков МиГ-25, но пилотирование доверили советским летчикам. На новом месте с мощными МиГами они вытворяли такие кульбиты, что сотрясались пирамиды.
Советские летчики нанесли на свои самолеты египетские знаки отличия и проводили разведку над территорией, оккупированной израильтянами, а затем и над самим Израилем. Полеты осуществлялись на большой высоте вне пределов досягаемости ПВО Израиля. Но даже получаемый с больших высот материал был достаточно качественным и отображал необходимые детали, раскрывающие оборону Израиля, который практически постоянно отстаивал свое право на существование в окружении враждебного мира. Результаты разведывательных полетов, к счастью, не смогли помочь неэффективно воевавшим египтянам, которые воспользовались этими данными в войне Судного дня. Но проблематичны были сами перелеты шустрых МиГов. Ни один израильский истребитель, ни одна ракета не смогли их поразить. Израильтяне даже зафиксировали скорость советских самолетов, превышающую М=3. Правда, на такой скорости самолет летал за пределами своих возможностей, что приводило к износу двигателя.
После побега Беленко самолет стал поставляться и на экспорт, но, конечно же, не всем желающим. Кроме того, лучшие модификации, которыми на тот момент располагал СССР, никогда не продавались. Под маркировкой экспортной модификации скрывалась упрощенная или хуже оснащенная модель, как правило, с менее мощным радаром и так далее.
Первыми иностранными покупателями на рубеже 1970-1980–х годов стали Алжир и Сирия. По стечению обстоятельств, вероятно, эти государства единственные, у кого МиГи-25 остаются на вооружении до сих пор. Хотя, возможно, в Сирии они служат уже только на бумаге. В следующее десятилетие обладателями МиГов стали также Индия, Ирак и Ливия, а из стран Варшавского договора МиГ-25 использовала только Болгария. Правда, ей принадлежали всего четыре МиГа-25: три самолета разведки — бомбардировщики и один учебный.
После распада СССР эти самолеты были приняты на вооружение в некоторых странах-преемницах советских республик (помимо России, которую мы к «иностранцам» не относим). Однако постепенно из-за ненадобности или сложностей с обслуживанием МиГи-25 были списаны в боеспособном состоянии.
Преемник МиГ-25
Преемником МиГ-25 стал МиГ-31. Впервые его прототип поднялся в воздух за год до побега Виктора Беленко в Японию. Сам Беленко, общаясь с американцами, упомянул о разработках нового типа, но подробной информации он предоставить не мог, потому что, разумеется, ею не располагал.
На вооружение советской авиации МиГ-31 был принят в 1981 году и долго использовался наряду с МиГами-25, от последних экземпляров которых (самолетов оперативной разведки — бомбардировщиков) в российской авиации окончательно отказались в 2012 году.
По сравнению с предшественником в конструкции нового типа использовалось уже меньше стали и больше дюралюминия и титана. Самолет был оснащен более современными двухконтурными двигателями Д-30Ф. Экипаж состоит из двух человек — за пилотом размещено место оператора систем вооружения и навигации. МиГ-31, вероятно, будет состоять на вооружении российской авиации еще не одно десятилетие.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Лучшие
Показать новые комментарии (0)
Все комментарии

| -8 Резкий контраст между идеями, которые проповедовала коммунистическая партия, и реальностью, которую лейтенант видел вокруг себя, привели его к решению бежать из Советского Союза. --- Да, из СССР 2.0 так легко уже не убежишь: нечего в подарок с собой из России привозить... Раскрыть всю ветку (5 сообщений в ветке) 
| 0 Русский Голубой Таз, ............."Резкий контраст между идеями,..." Наивный... а сколько с запада то в СССР сбежало.. и все с собою принесли... все секреты... да еще и политику запада корректировали в интересах СССР во всем Мире ... да часть из них за деньги часть на зло врагу..но были и идеологически выдержанные .. истинно верующие...сподвижники.. так что МИГ 25 не показатель а лишь случай..!!!!! а вот получение СССРом технологий ядерного оружия от сподвижников ..да и много чего еще.. То победа идеологии ! 
| 0 За Гуманизм, так ЯО не мы создали? 
| 0 , Арцах состоялся За Гуманизм, так ЯО не мы создали? ЯО это продукт человеческой цивилизации... Энштейн то к нам какое имеет отношение..? Франция Германия США все руку приложили к созданию... Но такие вещи без промышленного шпионажа не создаются .. Вечная Слава Российским бойцам не видимого фронта.. Они Спасли Мир от ядерного доминирования Штатов.. Все добыли чего не доставало....и своевременно.. 
| 0 Русский Голубой Таз, Он долго строил планы и пошёл на откровенный шантаж командира части, чтобы его перевели из Краснодара именно в Приморье. 
| 0 Голубой, не переживай, СССР 3.0 всех тебе подобных соберёт в одном зоопарке 
| 4 Стандартный потолок 2000 километров, ай переводчики, ай молодца, гордость то какая. Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке) 
| 1 dev3null, еще заголовок к статье....1979...2016= равно ровно сорок лет)) кто то мутит воду,скорее транслейтер) 
| 0 tatar, Всё же лето 1976 года. Уже через год военная часть была расформирована и место полностью опустело.Осталась лишь взлётная полоса, как запасная, на случай аварий других самолётов. Вообще тот год стал памятным для Приморья. Вначале полный ремонт всего города и встреча Брежнева и Форда в обновлённом Владивостоке. Следом- этот Беленко.. И под занавес- знаменитое дело хачиков. Четыре бойца- хачика получили кайло, ломы и лопаты для выполнения задания: прокопать канаву в отдалённом районе для прокладки кабеля связи " от забора и до заката в течении недели". Они застряли на объекте на месяц и больше. И лишь когда офицеры в кабаке Владивостока стали расплачиваться золотыми самородками, дело попало под контроль КГБ, Ребятки отрыли самородную россыпь и далее саму жилу! Какая уж тут канава! Дело пошло вширь и, уткнувшись в сопку, превратилось в штольню. Воинскую часть тоже расформировали. 
| 4 Но между агентами спецслужб и Беленко быстро установилось взаимное безграничное доверие, и советский пилот на протяжении нескольких месяцев сотрудничал с разными экспертами - Подонок! Он живой еше или уже отдал концы? Раскрыть всю ветку (7 сообщений в ветке) 
| 0 hermes, жив, 69 лет 
| 0 as99, Так писали, что через пару лет ему устроили автокатастрофу. Ещё Брежнев был молод... 
| -9 hermes, Подонки те, кто превратил СССР в большой концлагерь 
| 0 Da=da, это Вы об американцах? Справедливо, так как они пытаются превратить в концлагерь весь глобус. Но Россия против. Китай тоже. 
| 0 о ваших кумирах-предшественниках - сталинистах-большевиках. 
| 0 Da=da, вернуться-бы в тот СССР, да пожить по человечески нашим детям и внукам, а Вы еще глупое создание 
| 0 Da=da, Сынок! США- тоже большой лагерь! И в 1929 г тоже был Голодомор! Неизвестно куда исчезли более 7 млн человек. Как щас помню фото: бывший миллионер во фраке торгует яблоками на улице. Голод- не тётка! 
| 0 Но аустенитная сталь не обладает ферромагнитными свойствами, так что остается вопрос, кто и зачем придумал веселую историю с магнитом. тот же самый что и: Сначала специалистов удивила примитивность использованных технологий и материалов 
| 1 >> Беленко, обработанный советской пропагандой, адаптировался не сразу. Например, полные магазины он считал камуфляжем ЦРУ. поржал. честно говоря, не хочется даже разбираться какого он сдрыснул. Но считаю своим долгом напомнить, что младшие офицеры (лейтенанты - старлеи) в СА - это парни 20 - 25 лет. и поступки их политическими мотивами следует объяснять в последнюю очередь. уверяю вас. ищите женщину :) Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 1 pmike.nsk, Ну, нашел он себе в США училку музыки, прижил с ней двоих детей, еще один у нее был от первого брака. А своего 4-летнего сына здесь, как и жену, бросил и, как она сама утверждает, ни разу ни весточки, ни заявы о разводе. Пишут, что в 1995-м приезжал в Москву по делам бизнеса. И никто не вспомнил о не приведенном в исполнение заочном приговоре к высшей мере. Жена живет на Кубани, заведует детсадом. И вот, что она сама рассказывала в одлин из прошлых "юбилеев" перелёта: - Как вы думаете, почему он угнал самолет? - Не знаю. Никаких причин не было. Мы жили хорошо, в достатке. Мои родители с Севера, поэтому мы и поехали служить поближе к ним. Хотя писали, что Витя специально искал место ближе к границе и чтобы там были самые последние «МиГи».Пять лет мы прожили душа в душу, у нас рос сын. У Виктора были перспективы на службе. Зачем ему улетать? Чем бы он мог там заняться - максимум ему бы доверили спортивный самолет. - Неужели он и сыну ни разу не звонил, не писал? - Ни разу. Сын уже взрослый. Ему 33 года. Когда он спрашивал об отце, я от него ничего не скрывала, но всегда говорила, что его папа был лучшим на свете. 
| 3 Вот так вот, на старых лампах и двигателях от пассажирского самолета, русские снова вышли в космос на истребителе )) Кстати, дадай! Беленко не твой папаша часом? Как видишь, уже тогда были свидомые хохлы )) 
| 0 Еще был подобный случай в 1989 году в Турцию угнал некто Зуев МиГ-29 Раскрыть всю ветку (4 сообщений в ветке) 
| 0 борис борисов, Он плохо кончил 2001 г - погиб 
| 0 борис борисов, МИГ-29 турки вернули СССР. Хотя США просили его им отдать. 
| 0 AMIGO, ну правильно, все поизучили и воротили. 
| 0 Арцах состоялся, в 1990 году от ВВС ГДР США их и так получили в товарных количествах 
| 2 Как сейчас помню этот случай, я рассказал об этом своим друзьям (инфа была от Голоса Америки ), те растрепали дальше, дошло до директора школы, меня осудили на общем собрании и чуть не исключили из комсомола за клевету, спасла статья в Правде, вышедшая дня через четыре после события. Во времена были!!! Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 0 natoptysh, мой дед, полковник Советской Армии, очень строго гонял отца за прослушку "Западных голосов". При том, что дед знал реальное положение дел и в армии и в стране. Логика была такая: даже если вражеский голос говорит правду, вреда от него заведомо больше, чем пользы. Вспомнил об этом, читая про ваш случай. Ну узнали вы про угнанный самолет на 4 дня раньше. Ну и что? В чем-то помогло? Времена были те еще, вы правы. Но, думаю, вы упускаете свое место в общей картине. А также роль комсомольцев семидесятых в том, что наступили девяностые. 
| 8 На 80% сделанный из ржавой стали, ламповый МиГ с примитивными двигателями, был выпущен "советской промышленностью с низким технологическим уровнем" в количестве 1200 шт., в противовес "высокотехнологичному" самолёту США "Валькирия" выполненному (тада-а-а-ам!!) на 90% из стали, весившему (ещё раз: тада-а-ам!!!) 240тн. и выпущенному ВПК Америки неслыханно огромным тиражом, в размере 2-е штуки... Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке) 
| 1 Забойщик с полундры, это всё сурковскаяпропаганда!!! )))))) 
| 1 Забойщик с полундры, Была и такая версия: "Русские используют радиолампы оттого, что те не боятся э/магнитного импульса от ядерного взрыва и продолжают полёт, в то время, как американские самолёты 100% потерпят аварию!" 
| 0 БеленКО, вчера с 8 миллиардами попался ЗахарченКО
Показать новые комментарии (0)Русский Голубой Таз
За Гуманизм
Арцах состоялся
За Гуманизм
Александр Глушков
армата
dev3null
tatar
Александр Глушков
hermes
as99 tt
Александр Глушков
Da=da
ПетроДворцовый
Da=da
АЛИСА
Александр Глушков
leksandrr
pmike.nsk
alex49
balex207
борис борисов
AMIGO
AMIGO
Арцах состоялся
Agentish
Александр Иванов
Alex81
Забойщик с полундры
А К
Александр Глушков
АйдарУфа
в ответ(Показать комментарийСкрыть комментарий)