Такого большого разрыва между торжествами, посвященными главному христианскому празднику - Пасхе, у католиков и православных христиан не было ни в этом, ни даже в ХХ веке. Как правило, разница в датах не превышет трех-четырех недель, а примерно раз в четыре года Западная и Восточная церкви отмечают Христово воскресение одновременно. Но в 2008 году случилось так, что православная Пасха наступит на целых пять недель позже 'европейской' - 27 апреля.

Связано это с различным подходом к вычислению дат религиозного календаря. Как известно, Пасха у большинства христиан во всем мире отмечается в первое новолуние после дня весеннего равноденствия, в этом году - 23 марта. Однако Православная церковь, учитывая те же обстоятельства, строго придерживается еще одного непременного условия: Пасха не может быть раньше еврейского Песаха. В РПЦ мотивируют это следующим образом - в Песах Иисус трапезничал с учениками, а значит был еще жив, и поэтому праздновать его воскресение в этот период времени нельзя по определению.

Но при этом Песах - праздник тоже с 'плавающей' датой. Напоминая иудеям об исходе евреев из Египта, начинается Песах в 15-й день весеннего месяца нисана - первого месяца библейского года. Кроме того, у иудеев, живущих не по солнечному, а по лунному календарю, год несколько короче, в связи с чем раз в два-три года они добавляют в календарь лишний (високосный) месяц. Таким образом, в обычные годы Песах приходится на март, а в високосный, как в этом году - на апрель (20.04). Православная церковь ждет ближайшего после этой даты новолуния и только тогда отмечает Пасху.

Вот как все сложно, хотя христианская Пасха непосредственно и происходит от ветхозаветного праздника Песах, установленного в память об избавлении иудеев от египетского плена. Еврейское 'Песах' обозначает 'прохождение, пощада': по преданию ангел проходил мимо иудеев, на дверях которых видел кровь агнца, но поражал смертью исключительно первенцев египетских.

Согласно христианскому учению, пасхальный жертвенный ягненок (агнец) евреев является прообразом Иисуса Христа, поэтому в Священном Писании Христос именуется агнцем Божиим, агнцем пасхальным - Пасхой. Евангелия свидетельствуют, что после погребения начальники, распявшие Христа, пришли к Пилату и попросили охранять гроб, чтобы тело не похитили. Прокуратор ответил: 'Возьмите стражу и охраняйте, как знаете'. Тогда они приложили печать к камню, который закрывал вход в пещеру, и приставили стражу. На третий день после смерти Иисуса, в ночь с субботы на воскресенье произошло сильное землетрясение, и с небес сошел ангел, подобный молнии, в белой как снег одежде. Он отвалил камень от входа в пещеру, в которой покоилось тело Христа, а войны, стоящие на страже, от страха попадали и 'стали как мертвые'.

Очнувшись, они убежали в город и объявили первосвященникам о случившемся. На рассвете три женщины - Саломония, Мария и Мария-Магдалина пришли в сад, где была пещера, чтобы помазать принесенными ими ароматами тело Иисуса. Когда они подошли к пещере, то увидели, что камень отвален, а, войдя в пещеру, они увидели ангела, облаченного в белую одежду, который сказал им: 'Не бойтесь! Ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь: Он воскрес'.

Когда ошеломленные женщины пошли возвестить ученикам о воскресении, Иисус встретил их и сказал им: 'Радуйтесь!' Они возрадовались и поклонились Ему. Тогда Иисус сказал: 'Не бойтесь! Пойдите, возвестите братьям моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня'. С тех пор Пасха для всех христиан - самый радостный праздник в году, символизирующий торжество бытия над небытием, добра над злом. Для истинно верующего человека Пасха - это исход человеческой жизни через воскрешение Христово из мертвых к ее новому началу - вечной жизни.

К сожалению, Пасха в современном мире во многом утратила свой глубокий внутренний смысл, став всего лишь традиционным религиозным праздником, не столько даже духовным, сколько гастрономическим, яично-кулинарным. А ведь Пасха, на мой взгляд, - это прежде всего внутреннее состояние людей, которые могут и должны услышать и понять главную сущность христанской религии, призывающей: 'Не бойтесь!'

С этих самых слов: "Не бойцеся:" начинается и пастырское послание к белорусам митрополита Минско-Могилевского, архиепископа Тадеуша Кондрусевича, причем они настойчиво повторяются несколько раз.

Призыв главы Белорусской католической епархии - 'не бояться и жить в свободе детей Божьих', на меня лично произвел достаточно сильное впечатление. Во-первых, потому, что архиепископ Кондрусевич является не только католическим иерархом высокого уровня, но еще и белорусом по происхождению. Во-вторых, евангельское - 'Не бойтесь!' уже давно стало в том числе и моим главным жизненным кредо. Чем дольше я на этом свете живу, тем все сильнее убеждаюсь - не надо бояться! Никогда, ничего и никого. И просить ни у кого ничего не надо. А вот верить и надеяться - надо.

Хотя бы в самую возможность 'жить в свободе детей Божьих'. Вот поэтому, наверное, праздник Пасхи среди всех христианских торжеств и является самым светлым и радостным, что он несет с собой радость надежды, призывает человека к терпению, возвращает к состраданию и участию, и объединяет всех людей общим духовным началом, независимо от их конфессиональной принадлежности.

Пользуясь возможностью от всего сердца поздравляю католиков, православных, граждан Беларуси всех церквей и конфессий, а также читателей "Телеграфа" и посетителей нашего блога из других стран со Святым Христовым воскресеньем! Пусть в эти дни каждого из Вас посетят радость, вера, надежда и любовь. Пусть каждый из нас вспомнит, что есть хорошие люди на Земле - передайте им радостную весть, которую я повторяю вслед за архиепископом Тадеушем Кондрусевичем: "Хрыстус уваскрос! - Сапрауды уваскрос!"

______________________

С Рождеством Христовым! ("Telegraf.by", Белоруссия)

Опасные для Алексия II отношения ("Panorama", Италия)