Совет Федерации единогласно принял решение о наделении президента правом оперативного использования формирований вооруженных сил России за пределами государства. Решение, принятое верхней палатой позволяет не обращаться к Совету федерации по каждому случаю оперативного использования вооруженных сил за пределами страны.

 

Эксперты связывают возникновение данного законопроекта напрямую с конфликтом между Южной Осетией и Грузией. Первым докладчиком перед сенаторами выступил полномочный представитель президента в Совфеде Александр Котенков:

 

- Это соответствует нормам и сложившейся практике международных отношений. Только США свыше двухсот раз решением президента применяли вооруженные формирования за рубежами своей страны и продолжают это делать. Многие европейские страны даже специальные базы содержат за границей. К сожалению, мы можем реагировать только с территории Российской Федерации.

 

Согласно закону, который подписал Дмитрий Медведев, формирования вооруженных сил России могут использоваться за пределами территории государства для решения сразу нескольких задач. В первую очередь, для отражения вооруженного нападения на формирования российских войск, расположенных за границей. Также для отражения или предотвращения нападения на другое государство, обратившееся к России с соответствующей просьбой. Второй докладчик, председатель комитета по обороне и безопасности Виктор Озеров, предсказуемо упомянул в своем выступлении конфликт между Южной Осетией и Грузией:

 

- Ситуация в Южной Осетии показала всем нам, что если президенту не будет предоставлено такое право, то мы с такими ситуациями можем сталкиваться неоднократно. Кроме того, президент уже заявил, что применять это право он будет в исключительном случае. В данном контексте можно сказать, что принятие этого постановления и приведение механизма закона об обороне в действие, служит в том числе и обузданию тех сил, которые хотели бы принести вред российским гражданам, в целом Российской Федерации.

 

Согласно закону, вооруженные силы России будут защищать россиян за рубежом от вооруженного нападения на них, а также бороться с пиратством и обеспечивать безопасность судоходства. Решение Совета Федерации комментирует военный эксперт Александр Гольц:

 

- До этого времени в том законе об обороне, который был написан в весьма либеральные времена, предполагалось, что Российские Вооруженные силы могут участвовать в вооруженных конфликтах за пределами Российской Федерации только в качестве миротворческих сил. Собственно говоря, весь грузино-российский конфликт проходил вне какого-либо правового поля. Просто на эту правовую коллизию закрыли глаза. Будучи людьми аккуратными, люди из президентской администрации решили закрыть эту дырку в законодательстве. Причем, закрыли ее таким образом, что если раньше ни при каких условиях нельзя было направлять войска за границу, то теперь возможность посылки войск за границу расширена до каких-то немыслимых рамок. Формулируется, что войска могут быть посланы туда, где существует угроза жизни или безопасности российских граждан, не уточняя обстоятельства, которые могут возникнуть. Я должен сказать, что в некоторых случаях эта норма вполне допустима. В случае, если российские граждане оказались в зоне боевых действий, в момент гражданской войны и т. д. Но если руководствоваться только буквой этого закона, то наши войска теперь могут быть посланы в любую страну, в ресторане которой набили морду российскому туристу.

 

- А зачем президенту такие полномочия?

 

- Поразительное дело. Наверное, ни один парламент мира кроме российского, не принимает решения о собственной кастрации с такой скоростью.

 

Примечательно, что в августе прошлого года, во время российско-грузинского конфликта, еще до принятия поправок в закон, Россия послала войска в Южную Осетию без необходимого на тот момент разрешения Совета Федерации. Войска назвали миротворческим контингентом, ввод которого Совфед санкционировал ранее. В таком же качестве российские вооруженные силы участвовали в операциях в Косово, Боснии, Чаде и Судане.