Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Задержание Немцова: телевизионная справедливость

© РИА Новости / Перейти в фотобанкМитинг оппозиции в защиту 31-й статьи Конституции РФ в Москве
Митинг оппозиции в защиту 31-й статьи Конституции РФ в Москве
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Реакция милиции на новогодний митинг оппозиции в Москве не предвещает ничего хорошего для ее лидеров. Возможная причина жесткого отношения к Борису Немцову и его задержания - едкое замечание Владимира Путина во время телеобщения с россиянами. Он тогда поинтересовался: «Чего на самом деле хотят Немцов, Рыжков и Милов? Денег и власти они хотят?!»

Реакция милиции на новогодний митинг оппозиции не предвещает ничего хорошего для ее лидеров в предвыборной гонке перед парламентскими и президентскими выборами.


12 дней спустя после ареста за участие в акции протеста в канун нового 2011 года - года парламентских выборов - два лидера оппозиции все еще остаются в тюрьме. Разгон милицией оппозиционного митинга стал сюрпризом для некоторых правозащитников, которые отмечали несколько более мягкое обращение со стороны милиции с участниками антиправительственных акций в конце прошлого года, а также видимое укрепление народной солидарности. Однако лидеры оппозиции заявили, что единственное, что было необычным в жесткой правительственной реакции, это 15 суток ареста для оппозиционера Бориса Немцова, которого премьер Владимир Путин упоминал в своей телевизионной беседе с гражданами всего за две недели до акции.

Европейский суд по правам человека во вторник заявил, что ускорит процедуру расследования по жалобе, поданной лидером «Солидарности» Борисом Немцовым на его 15-дневный арест за участие в акции протеста в центре Москвы на Триумфальной площади вечером 31 декабря.

Порядка 70 участников акции были арестованы за несколько часов до новогодних гуляний во время последней акции движения «Стратегия 31». Такие акции проходят 31 числа каждого месяца, в котором есть этот день, а название свое движение получило в честь 31 статьи Конституции, которая закрепляет свободу собраний. Около 50 человек были задержаны в Петербурге, были аресты и в других городах.
 
Во второй раз с момента зарождения движения почти два года назад митинг в российской столице был на самом деле разрешен, хотя радикальному крылу оппозиции, включая запрещенную НБП, возглавляемую писателем и радикалом Эдуардом Лимоновым, собираться не разрешили.

Лимонов по традиции был задержан и получил срок заключения 15 дней, вместе с ним также был арестован Константин Косякин, малоизвестный лидер «Левого фронта». Параллельно были арестованы и лидеры оппозиции Илья Яшин, глава молодежного движения «Солидарности», и Немцов, хотя они участвовали в отличие от Лимонова и Косякина в разрешенном митинге. Большинство задержанных сейчас уже отпущены, но Лимонов и Немцов остаются в заключении.

Лидеры оппозиции заявили, что их не удивляют аресты и жесткая реакция, даже при том, что протестовавшим было официально разрешено собираться. «Они всегда вели себя таким образом. Они привыкли вести себя еще более жестоко раньше, когда они не разрешали митинги, били людей дубинками и валили на землю», - говорит Владимир Рыжков, бывший независимый депутат Госдумы и откровенный критик власти.
 
«Единственное, что возмущает и тревожит, это то, что арестовали Немцова. Он даже мало-мальски не нарушал общественный порядок. Это позор, когда человек, который ничего не нарушил и не сделал ничего незаконного, не только задерживается, но и получает потом 15 суток ареста», - подчеркнул Рыжков.

На следующий день после митинга Людмила Алексеева, глава Московской хельсинкской группы, заявила русской службе BBC, что Немцова арестовали в тот момент, когда он после выступления направлялся к собственному автомобилю и не собирался ни на какой другой несанкционированный митинг, как говорят в милиции.

Немцов и другие задержанные лидеры являются «узниками совести», считают представители международных правозащитных организаций. «Мы надеялись, что в итоге право на свободу мирных собраний будет больше уважаться, но на данный момент мы не можем сказать, что видим какой-то прогресс в этом направлении», - заявила сотрудница московского офиса Amnesty International Фридерике Бер (Friederike Behr).

Госдепартамент США осудил правительственную реакцию на «мирный протест» и заявил, что она входит в конфликт с «долгосрочными интересами» россиян и «противоречит»  той риторике, которая идет из Москвы.

Рыжков заявил, что причина жесткого отношения к Немцову - в том, что он был выделен премьер-министром Владимиром Путиным в телевизионной беседе с россиянами 16 декабря. «Чего на самом деле хотят Немцов, Рыжков и (Владимир) Милов? - поинтересовался Путин в телеэфире за две недели до митинга. - Денег и власти они хотят?!»

«Я усматриваю связь между путинскими политическими речами и арестом Немцова», - сказал Рыжков. Он также добавил, что начиная с этого момента  и до парламентских выборов в декабре и президентских выборов в начале будущего года в России будут очень жестко относиться к лидерам оппозиции, особенно на акциях протеста.

Многие посчитали октябрьскую санкционированную акцию оппозиции на Триумфальной площади в Москве признаком того, что власти начали понемногу снимать ограничения в отношении демонстрантов при новом мэре Сергее Собянине. В Петербурге было дано добро на гей-парад, и это тоже вселяло надежду. Но последнее наступление на демократию в виде жестких последствий для участников новогодних акций заставляет предполагать, что легкая либерализация была мимолетной и косметической. «Были позитивные сигналы, поэтому эта последняя реакция властей на людей, которые хотели мирно собраться 31 числа, была шагом назад», - заявила Бер.
 
По словам адвокатов Немцова, российские суды стали принимать всерьез его многочисленные жалобы только после того, как был задействован Страсбургский суд. «После того как Европейский суд по правам человека вмешался, российские правоохранительные органы тоже решили принять жалобу Бориса Немцова. Уже был подан десяток жалоб, различными путями в различные российские институты, но до последнего времени на них не было никакой реакции», - сообщил накануне адвокат Немцова Вадим Прохоров.