Пока эксперты и граждане искали объяснения отказу В.Путина прибыть на саммит G8 в США, стало известно о том, что Б.Обама не приедет во Владивосток на саммит АТЭС. Обе стороны отрицают, что это проявление взаимного пренебрежения.

Бойкотируя таким образом G8, Путин словно насмешливо намекает Западу: раз вам так понравился Дмитрий Медведев, договаривайтесь с ним, если сможете».

Внешнеполитические приоритеты Путина четко обозначены его первыми указами и действиями на посту президента. Об указе, определяющем внешнеполитические приоритеты России, наша газета уже писала. Но хотелось бы напомнить два момента, которые имеют непосредственное отношение как к урегулированию карабахского конфликта, так и нашим внутриполитическим проблемам. Во-первых, Путин открытым текстом заявил, что готов посодействовать урегулированию приднестровской проблемы в рамках территориальной целостности Молдовы только в случае сохранения официальным Кишиневым нейтрального внешнеполитического курса. Проще говоря, никакого объединения с Румынией, никакого самостоятельного членства в Евросоюзе и НАТО. Даже США с их мощью не позволяют себя так нагло, без соблюдения элементарных норм дипломатического приличия, принятых в межгосударственных отношениях, мягко говоря, корректировать внешнеполитический курс других стран, которые являются полноправными субъектами международного права.

Надо быть предельно откровенным прежде всего перед самим собой. Этот неприятный сигнал от Путина адресован не только Кишиневу, но и Баку. Новый хозяин Кремля открытым текстом предупреждает, что собирается использовать вопрос урегулирования всех конфликтов на постсоветском пространстве, как «горячих», как «замороженных», так и потенциальных, для давления на сторон, вовлеченных в них, чтобы добиться реализации приемлемого для России политического и экономического курса этими государствами на международной арене. А у нас целый букет противоречий с Россией как внешнеполитического, так и экономического характера. Притом эти противоречия имеют не субъективные, а объективные корни и связаны с диаметрально противоположными векторами реализации внешнеполитических и экономических национально-государственных интересов. Таким образом, торг, который в данном случае предлагается Россией Азербайджану, мало того что неуместен, но и неприемлем с точки зрения национально-государственных интересов, не говоря уже о том, что практически невозможен хотя бы в определении нефтяной стратегии.

Во-вторых, в том же указе Путин четко дал понять, что собирается активно использовать фактор «соотечественников» в качестве внешнеполитического рычага давления на новые независимые государства. Многие могут утверждать, что этот фактор для Азербайджана не актуален, так как речь идет о русских, проживающих в ближнем зарубежье. Пусть беспокоятся прибалты. Хотя им уж точно особо не стоит беспокоиться.

Они обеспечили собственную безопасность посредством членства в Евросоюзе и НАТО.

А проживающих в Азербайджане русских не так уж и много. Их права нарушаются не больше, чем азербайджанцев, и уж точно не по национальному признаку. Одним словом, использовать фактор «соотечественников» в качестве рычага давления на Азербайджан никак не удастся. Все верно, но не совсем.

Вся проблема в том, что российская внешняя политика под термином «соотечественники, проживающие за рубежом» объединяет не только русских, которые являются гражданами тех или иных независимых государств. Речь идет вообще о «россиянах», то есть о представителях всех коренных национальностей России, компактно проживающих на той или иной части страны. Проще говоря, Россия вполне может вернуться к политике поддержки сепаратистских организаций и тенденций на севере Азербайджана. Не случайно и то, что официальные сайты националистических, а если выразиться более точно, сепаратистских организаций лезгин, аваров, которые «базируются» в России, просто «ликуют» по поводу возвращения В.Путина в Кремль. Пойдем дальше...

В-третьих, первые внешнеполитические контакты Путина свидетельствуют об особой «любви» к сепаратистам всех мастей, главное, чтобы были пророссийскими, и о том, что от нового-старого президента России ничего хорошего ждать не стоит.

Итак, буквально через пять дней после инаугурации, 11 мая, в Сочи В.Путин уже принимал «высокого зарубежного гостя» - «коллегу» из Абхазии Александра Анквамбу. 12 мая - переговоры (!) с так называемым «президентом Южной Осетии» Леонидом Тибиловым. Как метко отмечает Андрей Колесников, обозреватель «Новой газеты», это демонстрация «внешнеполитического» приоритета: Тибилов дороже Обамы, и не только в финансовом смысле слова.

«Все это ложится в логику грядущей дружеской встречи Путина с Лукашенко: государства-изгои - это наш путь, и мы с него не свернем. Странно, что нацлидер не рванул сразу к Уго Чавесу», - отмечает журналист. Нельзя не упомянуть на этом фоне телефонный разговор с президентом Ирана М.Ахмадинежадом: «В ходе беседы были намечены перспективные планы дальнейших контактов глав государств». Значит, не только в Махатме Ганди видит достойного собеседника президент РФ.

Повестка Путина 3.0 заявлена. Не надо никаких длинных речей и пояснений. Путин - человек прямой, как взгляд чекиста, и не вводит в заблуждение относительно своих планов и мировоззрения. Многие даже считают, что это хорошо. В логике - лучше ужасный конец, чем ужас без конца, то есть медведевская неопределенность с периодическими либеральными обольщениями хуже, чем окончательная ясность с позицией верховного главнокомандующего.

Представления же о Путине как о коварном игроке с тремя лицами и двойным дном оказались сильно преувеличенными. В том смысле, что все конспирологические теории по поводу того, что вот, мол, он сейчас придет к власти и немедленно выпустит Михаила Ходорковского, и тогда Западу нечем будет крыть, провалились. Просто потому, что Путину ничего этого не надо, а Западу он с удовольствием демонстрирует «оскал» тяжелого переговорщика - ему так удобнее.

Словом, Путин 3.0 - это все тот же Путин, ничуть не изменившийся, но настоящий, такой, какой он есть. В своей политической эволюции он достиг той стадии, когда уже не дает себе труда камуфлировать по каким-либо соображениям - дипломатическим или политическим - собственные представления о действительности.

Очень удобно: достаточно следить за тем, по поводу чего он проводит совещания, кого посещает и с кем разговаривает - лицом к лицу или по телефону. И с кем чувствует себя наиболее комфортно, как среди старых партийных товарищей, притом меньших масштабов. Естественно, речь идет о масштабах и авторитете государств, а не о росте, в чем Путин явно не выдерживает никакой конкуренции. Проще говоря, ему комфортно в кругу себя подобных, то есть среди лидеров стран СНГ. Не будь диаметрально противоположных национально-государственных интересов, тут бы он себя чувствовал как сюзерен среди вассалов.

Хотя и страны СНГ разделены на категории. Буквально накануне Путин собрал лидеров стран СНГ у себя в Москве, как бы на смотрины.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.