В начале ноября мировые СМИ обсуждали утечку секретной информации военного характера в России. Во время совещания в резиденции Путина в Сочи перед телекамерой вроде бы случайно в течение нескольких секунд промелькнул лист бумаги с надписью «секретно», на котором было изображено новое российское «супер-оружие». Особая торпеда, которая может полностью уничтожить прибрежные города США — или при помощи обычного ядерного взрыва, или посредством распыления радиоактивных веществ на обширной территории («грязная бомба»).

На самом деле, по меньшей мере, для меня в этой новости не было ничего нового. В свое время студентам Военной кафедры Латвийского университета рассказывали, что в случае войны против США будут применены подводные ядерные взрывы, которые вызовут огромные цунами и буквально сотрут с лица земли Нью-Йорк или Лос-Анджелес. Автор идеи такой атаки — академик Андрей Сахаров, отец советской водородной бомбы, а позже диссидент. Именно он еще 50 лет назад рекомендовал политическому руководству СССР разместить у побережья США хорошо замаскированные «спящие» бомбы, которые будут ждать специального радиосигнала из Москвы о начале войны.

Почему же такая информация появилась на российском государственном телевидении? У меня нет другого объяснения, кроме того, что это виртуозно сыгранный театр. И даже не сколько с целью угрозы или запугивания. Тех, кто запустил «секретное» сообщение, интересовала реакция других СМИ, а в особенности простых людей. Я убежден, что специальные учреждения в России тщательно проанализировали, что в комментариях на интернет-порталах и в социальных сетях после прочтения такой новости писали в США, Германии, на Украине или в Латвии.

Именно Интернет стал новым оружием в информационной и разведывательной войне. СМИ часто рассказывают о деятельности «интернет-троллей», которые умышленно распространяют информацию с целью повлиять на общественное мнение на интернет-форумах, в блогах, социальных сетях. Именно борьба с «троллингом» является одной из задач базирующегося в Риге Центра стратегической коммуникации НАТО.

Организованным «интернет-троллям» можно дать отпор — разоблачать, аргументированно отвечать, а иногда лучше полностью игнорировать. К тому же, сфабрикованная «троллями» информация довольно примитивна, и поэтому ее легко заметить. Однако есть и другие вызовы, о которых часто забывают. Они скрываются в демографии и в сути интернет-СМИ. А именно: их создают сами пользователи Интернета, бесплатно вкладывая энергию, время и знания.

Население России — приблизительно 145 миллионов человек, а Латвии — два миллиона. Допустим, что из одного миллиона найдется один человек, который в состоянии создать и поддерживать актуальный политический интернет-ресурс, чтобы привлечь интерес достаточно большого количества пользователей во всем мире. В таком случае, по меньшей мере, на этом фронте информационной войны соотношение сил будет 145:2 в пользу России.

Личный блог писателя и основателя российской Национал-большевистской партии Эдуарда Лимонова в Латвии посетило 50 тысяч человек. Для сравнения: в России — 6 миллионов, на Украине — 545 тысяч, в Эстонии — 38 тысяч 500, в Литве — 22 тысячи. Нельзя отрицать, что блог интересный, остроумный, он регулярно обновляется, но, к сожалению, явно враждебный по отношению к Латвии. Правда, Лимонов критикует и Путина — за мягкотелость в позиции по Украине, угодничество перед олигархами и предательство интересов русских в «ближнем зарубежье».

Даже если предположить, что за упомянутыми 50 000 кликами стоит меньшее количество людей, потому что некоторые могли посетить блог Лимонова несколько раз, все равно для Латвии это большая цифра. Между прочим, из местных политиков в интернет-пространстве самым популярным считается мэр Риги Нил Ушаков, у которого 74 тысячи последователей в социальной сети Twitter. Правда, на днях Ушакова опередил баскетболист Кристапс Порзиньгис, наглядно доказав тем самым, что жизнь это не только политика.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.