Die Tagespost: Госпожа Альшанская, в 1991 году многие в Европе считали, что с падением Советского Союза ценности и идеалы Европы смогут закрепиться на всем континенте. Но кажется, что в России сегодня есть другая идея прогресса. Как президент Путин рассматривает общество?
Алена Альшанская: Владимир Путин пытается позиционировать себя как защитник христианских и традиционных ценностей, чтобы выйти из международной изоляции, в которую он попал. Кроме того, он рассматривает Россию как глобальную мировую державу. Россия должна по-прежнему оставаться мировой державой, это цель его действий и его представления о прогрессе.
— С одной стороны многое из советской эры реабилитировано, с другой стороны Владимир Путин позиционирует себя как наследник царей, то есть речь идет о более глубоком слое российской истории.
— В девяностые годы прошлого столетия в российском обществе возник идеологический вакуум. Путин выбрал реставрационный курс, вернул ностальгию по старой российской империи. И после этого в эти же рамки был вставлен и Советский Союз, хотя здесь, несомненно, присутствует внутреннее противоречие. Обе империи включены в собственное историко-политическое пространство. В течение нескольких лет происходит все более глубокое погружение в историю, и Россию представляют также как наследницу Византийской империи, а Москву представляют «третьим Римом».
Русский православный епископ Тихон Шевкунов, который считается духовным отцом президента и которого некоторые называют «Распутиным Путина», в 2008 году, как раз перед президентскими выборами, представил на российском телевидении фильм, в котором проводятся параллели между Византией и Россией. Фильм «Гибель империи» предупреждает российский народ о том, что Россию без сильной власти постигнет судьба Византийской империи.
— Не являются ли эти параллели традицией? После падения Византии в 1453 году Москва как «третий Рим» претендует на руководство православным миром.
— В период с XVI по XVIII века ситуация вряд ли была таковой. Тогдашние правители не представляли себя наследниками Византии. До конца XIX века в работах по истории России не было никакого упоминания Византии. В начале XX века византийское наследство впервые было использовано как аргумент для обоснования российских внешнеполитических притязаний на востоке. Теперь эта византийская идея активируется снова, хотя и с другими целями.
Два года тому назад в Москве с участием известных российских политиков был основан «Византийский клуб», который теперь выступает на международной арене и видит свою задачу в подчеркивании роли России в мире как преемницы великой восточно-римской цивилизации. В этом активное участие принимают специалисты по Византии, а также декан исторического факультета Московского государственного университета. Так научная элита России поступает на службу проводимой государством исторической политики и ставит под сомнение достоверность изучения Византии как научной дисциплины.
— Каков смысл этого толковании истории?
— Речь идет о переосмыслении византийской цивилизации, в конечном счете о расширении зоны российского влияния и распространении его на пространство Византийской империи через предполагаемую близость стран этой империи с Россией. Таким образом эта квази-историческая аргументация объявляет Ближний Восток сферой российских интересов.
— Путин явно стремится распространить российское влияние на страны, где нет никаких русских, есть только православное большинство, например, на Балканах. Является ли православная вера здесь средством продвижения политической стратегии?
— Во всяком случае есть попытки представить себя защитой всех православных. Не только на Балканах, но, например, и в Сирии. Существует концепция «православной цивилизации», у которой есть политическая функция. Путин использует язык религии в интересах своей политической власти. Но не следует его переоценивать стратегически. Я думаю, за этим не кроется никакой закрытой концепции, потому что Путин допускает совершенно различные варианты, чтобы воспользоваться всей палитрой идеологических запасов по своему усмотрению. У него нет никакой продуманной идеологии, он действует по ситуации.
— Претендует ли Московский Патриархат параллельно с политикой на некую руководящую роль в православном мире?
— Русская православная церковь является самой большой православной церковью и считает себя призванной руководить. Проблемы между Экуменическим Патриархатом Константинополя и Московским Патриархатом особенно заметны на европейском фоне. Что касается встречи в рамках диалога между православными церквями и фракцией Европейской народной партии, Москва сказала несколько лет тому назад, что у Экуменического Патриархата нет права представлять весь православный мир. Экуменический Патриархат претендует на то, чтобы представлять православных во всех неправославных странах, но русское православие смотрит на это дело совершенно иначе. Москва пытается взять под свое покровительство все русскоговорящее население мира и таким образом действовать как глобальная церковь.
— После встречи Патриарха Кирилла и Папы Франциска на Кубе некоторые русские священники больше не упоминали своего патриарха в Центральной молитве Божественной литургии. Насколько экуменическим является русское православие? Существуют ли различные экуменические фракции или направления?
— У церкви не было консенсуса относительно этой встречи. По экклезиологическому самоопределению православия Патриарх не мог в одиночку принять решение о такой встрече, но в епископском синоде непосредственно перед поездкой на Кубу об этом не было речи. Есть сведения, что многие православные епископы вообще ничего об этом не знали. После встречи в Гаване раздавались многочисленные антиэкуменические и антикатолические голоса, были открытые письма и демонстративные выступления. Некоторые говорили о предательстве Патриарха. Антиэкуменические силы — это очень активные верующие, которых нельзя просто так обойти. Но Кирилл хорошо подстраховался в Святом Синоде. В последние годы он пригласил на служение много новых епископов, в основном молодых, неопытных и верных патриарху. В 2009 году в РПЦ было примерно 150 епископов, сейчас их более 300.
— Почему произошла эта встреча?
— Я лично считаю, что решающим обстоятельством здесь были политические условия. Встреча способствовала улучшению имиджа России. Россия и русское православие смогли выступить как глобальные игроки и защитники христиан на Ближнем Востоке. Кремль, безусловно, дал согласие на эту встречу. В принципе я считаю, что эта встреча с обеих стороны была переоценена. Она не помогла христианам Востока и не успокоила антикатолическое недовольство российского православия. Позднее Патриарх попытался оправдать эту встречу среди собственных верующих, называя ее необходимой для договоренности о предоставлении мощей Св.Николая. Поездка Папы в Россию по свободно составленной программе была бы признаком того, что русская церковь больше не считает Рим соперником.
— Каково отношение руководства российского православия, Патриарха Кирилла и его руководителя отдела внешних церковных связей митрополита Илариона к контактам с католической церковью?
— Они в действительности не заинтересованы в теологическом или экклезиологическом диалоге. Митрополит Иларион говорит о стратегическом альянсе. Он выступает за то, чтобы оставить в стороне теологические вопросы и сконцентрировать свое внимание на предполагаемой общей социальной этике. Иларион хочет институционализацию и ищет сильного партнера в Европе, чтобы представлять общие позиции в Брюсселе. Для Русской православной церкви важно, чтобы игроки в Европе признали ее важным партнером. Это поможет ей и в России.
— Рассматривает ли российское православие картину Европу сквозь идеологические очки?
— В этом случае картина Европы предстает как карикатура. Речь идет только о светской жизни, либерализме, релятивизме, но не предпринимается никаких усилий понять аргументы противоположной стороны, например, как в Европе определяют такие ценности, как свобода религии и свобода совести. К сожалению, используются только понятия борьбы, наполненные всевозможной негативной коннотацией.
— Декаданс Европы было бы легче критиковать, если бы в самой России преступность и коррупция были бы меньше, семьи более стабильными и уменьшалось бы количество абортов.
— Патриарх Кирилл однажды сказал, что о «святой Руси» говорят не потому, что мы такие святые, а потому что мы стремимся к более высоким идеалам. Москва говорит, что европейские права человека в первую очередь служат для того, чтобы оправдывать грехи и экспортировать в Россию аморальное поведение. Нельзя оставлять без ответа такую обобщенную критику.
— Способствует ли сегодня снова свободное и привилегированное русское православие оздоровлению российского общества, которое в течение 75 лет страдало при коммунизме?
— Десятилетия коммунизма больше не считаются историей страданий, и уж если говорят о страданиях, то только в отношении отдельных моментов преследования церкви, но всегда с оговоркой «а так все было хорошо». Официальное руководство церкви меньше заинтересовано в нео-евангелизации и больше в ВИП-христианизации, то есть оно заинтересовано в сотрудничестве с политической бюрократией и прочей элитой. Но бесспорно, что широкие слои русского населения воспринимают православную веру как средство преодоления внешних и внутренних кризисных ситуаций и утверждения собственной личности.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Лучшие
Показать новые комментарии (0)
Все комментарии

| 10 ...сверхдержава определяется не количеством бабла, а степенью влияния на сознание населения планеты. Этого у нас есть. И ещё одно - если ты при небольшом ВВП, можешь снести башку любому соседу, ближнему и дальнему, то вот тебе и сверхдержава... Раскрыть всю ветку (7 сообщений в ветке) 
| -15 ЭР, Еще раз напоминаю, СССР это не спасло от развала, жертв соизмеримых с военными, разрухи и репараций Западу. 
| 0 anakoshyka, зато викингам достаточно было одних сучковатых дубин, чтобы саксы начали чистить им обувь. Что касается СССР. то смена вывесок не поменяла сути - после непродолжительного недуга всё стало на свои места. А главный баблодержатель планеты напротив впал в маразм и рассыпается как оловянный коп в "Терминаторе". Не в бабле сила брат... 
| 0 anakoshyka, ВВП тоже не особо защищает. Вообще ВВП не является панацеей от всех бед. Простейший пример ВВП Японии, которое выше чем у РФ, но при этом Япония трясется от возможной угрозы со стороны КНДР с ее крохотным ВВП, а РФ плевать на подобные угрозы. 
| 0 anakoshyka, о, как чучело заговорило. 
| 1 ЭР, Про ВВП, экономику и прочее надо было рассказывать Алариху. Он таких слов и не знал, когда Рим занял... 
| 0 liova01, в незнании тоже большая сила... 
| 0 ЭР, Он знал силу своих войск. Оставьте мягкую силу мягкотелым... Мягкая сила хороша в качестве оболочки для жёсткой. На латную рукавицу можно надеть красивый чехольчик... Для гламуризации. 
| 8 — В период с XVI по XVIII век ситуация вряд ли была таковой. ------------------- "Да веси яко вся христианские Царства приидаша в конец и снидошася в едино Царство: два убо Рима падоша, а Третий стоит, а четвертому не быти"(с) \Филофей (1465–1542)\ 
| -19 Москва - третий Рим. Весьма похоже. И закончит так же. Раскрыть всю ветку (9 сообщений в ветке) 
| 3 anakoshyka, Дорогой мой, "так же" закончат все, и страны, и люди, включая меня и Вас. Вечного ничего нет. Вы пишете ни о чём. 
| 4 anakoshyka, Киев попал в десятку худших для жизни городов по версии The Economist. Похоже? 
| 4 anakoshyka, Москва - третий Рим... Эка, как Вас ... от Святой Воды... 1. Автор теории-концепции "Москва – Третий Рим", - был иосифлянином по своей идеологической направленности. Его учение развивало и уточняло главные иосифлянские идеи о природе царской власти, ее назначении, взаимоотношении с подданными и церковной организацией. 2.О самом авторе, монахе (или, может быть, настоятеле) Псковского Елизарова монастыря Филофее, известно немногое. Сам о себе он пишет, пользуясь традиционной самоуничижительной формулой: “человек сельский, учился буквам, а еллинских борзостей не токах, а риторских астрономий не читал, ни с мудрыми философами в беседе не бывал”. Сохранившаяся о нем заметка его современника сообщает, что Филофей постоянно жил в монастыре (“той старец неисходен бе из монастыря”) и был образованным человеком (“премудрости словес знаем”). Неизвестный биограф отмечает также смелость Филофея и его нелицеприятность, благодаря которой он “многа показал дерзновения к государю... боярам и наместникам”, бесстрашно обличая их злоупотребления. Свою политическую теорию он сформулировал в письмах псковскому наместнику М.Г. Мунехину и великим князьям Василию Ивановичу и Ивану Васильевичу. 3.Наиболее подробно у Филофея разработан вопрос о значении ЗАКОННОЙ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ для ВСЕЙ РУССКОЙ ЗЕМЛИ. 4.В Послании к великому князю Василию Ивановичу он возводит династическое родословие русских князей к византийским императорам, указывая Василию III, что править ему следует по заповедям, начало которым было положено великими прадедами, в числе которых называются “великий Константин... Блаженный святой Владимир и великий и Богоизбранный Ярослав и прочие... их же корень до тебе”. 
| 0 anakoshyka, 5.Основная мысль концепции "Москва - Третий Рим": -преемство наследования московскими государями христианско-православной империи от византийских императоров, в свою очередь наследовавших её от римских. -Величие древнего Рима, мощный рост и обширные размеры его территории, вместившей почти все известные тогдашнему миру страны и народы, высокая степень культуры и успехи романизации породили в современниках убеждение в совершенстве и незыблемости созданного порядка (Рим — вечный город, urbs aeterna). -Христианство, восприняв от языческого Рима идею единой вечной империи, дало ей дальнейшее развитие: кроме задач политических, новая христианская империя, как отражение царства небесного на земле, поставила себе задачи религиозные; вместо ОДНОГО ГОСУДАРСТВА явились ДВА - СВЕТСКИй и ДУХОВНЫЙ. -Тот и другой связаны органически неразрывными узами; они не исключают, но взаимно дополняют один другого, будучи оба двумя половинами одного неделимого целого. -В обновленной форме священной римской империи возродилась в средние века идея древнего мира; языческий orbis terrarum превратился в tota christianitas. -По вопросу о том, кому принадлежит право быть носителем светской и духовной власти, возникло разногласие: 1.в Западной Европе признавали таковыми римского (немецкого) императора и папу; 2.на греческом Востоке - византийского императора и патриарха (точнее: собор духовных лиц). 3.Названия западной и восточной империи - лишь обозначение реальных фактов, но не идейных, ибо и та, и другая империя считала только себя единою, всемирною, исключая возможность существования другой. Отсюда раскол политический и церковный, противопоставление православного Востока латинскому Западу. 4.Императоры византийские видели в Карле Великом бунтовщика, дерзкого узурпатора; 5.ни за Оттонами, ни за Гогенштауфенами они не признавали прав на императорскую корону; 6.германо-романский мир платил им тою же монетою; 7.параллельно этому, представители церквей слали проклятия один другому. 8.Обе стороны были искренно убеждены в собственной справедливости и в этом смысле воспитывали людей своего круга. -Таким образом: 1.католические народы восприняли мысль, что "Священная Римская Империя Немецкой нации", с папой и императором во главе, есть настоящая законная представительница истинного царствия на земле; 2.народы православные, наоборот, видели в византийском императоре своего верховного главу, а в патриархе константинопольском, совместно с другими — истинного представителя вселенской церкви. 
| 2 anakoshyka, 6. Под углом этих последних воззрений воспитывалась и Россия. До XVв. она считала себя покорною дщерью константинопольского патриарха, а в византийском императоре видела верховного блюстителя общественной правды. 7.Константинополь стал в глазах русских как бы вторым Римом. 8.Со второй половины XVв. во взглядах русского общества произошла значительная перемена: -Флорентийская уния (1439) пошатнула в самом корне авторитет греческой церкви; -обаяние Византии, как хранительницы заветов православия, исчезло, а с ним и право на главенство политическое. 9.Последующее падение Константинополя (1453), понятое как Божия кара за отпадение от ВЕРЫ, ещё более укрепило новый взгляд. 10.Но если "Второй Рим" погиб, подобно первому, то с ним ещё НЕ ПОГИБЛО ПРАВОСЛАВНОЕ ЦАРСТВО, потому что оно НИКОГДА НЕ МОЖЕТ ПОГИБНУТЬ. 11.Из того, что сосуд разбит, ещё не следует, чтобы иссякло и его содержание: ИСТИНА, хранимая в сосуде, БЕССМЕРТНА. 12.Бог мог попустить неверных покорить греков, но Он никогда не допустит стереть с лица земли ИСТИННУЮ ВЕРУ и дать над ней торжествовать латинянам или измаильтянам. 13.ПРАВАЯ ВЕРА - ВЕЧНАЯ, НЕУМИРАЮЩАЯ; иссякнет она - тогда и миру конец. 14.Но мир пока ещё существует, и потому разбитый сосуд должен быть заменен новым, чтобы воплотить ВЕЧНУЮ ИСТИНУ и снова дать ей внешние формы существования. P.S. Униаты-укры придумали свою "церковь", отступились от ИСТИННОЙ ВЕРЫ, за то и ПЛАТЯТ СТРАШНУЮ ЦЕНУ!!! "Бог есть Свет, и нет в Нем никакой тьмы" (1Иоанн 1:5) 
| 0 Алексей (Крюково), Ну, по поводу современной РПЦ есть интересное наблюдение. Эта ветвь православия пошла с Украины... Потому, кстати, там прихожан больше, чем в России... Но Владимир Владимирович посетил старообрядческую слободу на Рогожке... Впервые за ТРИСТА лет! 
| 0 liova01, Эта ветвь православия пошла с Украины... "пошла с Украины" ... Никто никуда не шел. Сказки древних укров в другом месте рассказывайте. 
| 0 Алексей (Крюково), Увы и ах. Именно так и было. Раскол. Самосожжения. Патриарх Никон. Протопоп Аввакум. Новый личный состав церкви пошёл из свежекупленного Киева. Старый загнали в подполье, практически. Аввакума просто голодом заморили. Как поляки после броска за Вислу морили голодом красноармейцев. 
| 0 anakoshyka, Вывод: Таким новым сосудом, новым Третьим Римом и является Москва: -освобождение от татарского ига, объединение разрозненных мелких уделов в большое Московское государство; -женитьба великого князя Иоанна III на Софии Палеолог, племяннице (и как бы наследнице) последнего византийского императора; -успехи на Востоке (завоевание царств Казанского и Астраханского) Все это оправдывало в глазах современников представление о праве Москвы на такую роль. На этой почве сложился обычай коронования московских государей, принятие царского титула и византийского герба, учреждение патриаршества, возникновение трёх легенд: 1.о бармах и царском венце, полученных Владимиром Мономахом от византийского императора Константина Мономаха (офиц. ссылка в 1547 г.); 2.о происхождении Рюрика от Прусса, брата римского кесаря Августа; 3.о белом клобуке: клобук этот, как символ церковной независимости, император Константин Великий вручил римскому папе Сильвестру, а преемники последнего, в сознании своего недостоинства, передали его константинопольскому патриарху, от него он перешёл к новгородским владыкам, а потом к московским митрополитам. 
| -18 В отличие от Советского Союза современная Россия сверхдержавой не является. Поскольку не способна писать правила игры для других. Хотя и может выступать в роли активного спойлера американского миропорядка. Раскрыть всю ветку (16 сообщений в ветке) 
| 5 Okko de Dio, уже пишет на Бл. Востоке. 
| 3 Okko de Dio, Ну тогда и сшА не являются сверхдержавой. Ведь попытались они написать свои правила торговли -- TTIP. И что вышло? Пшик... 
| 5 Okko de Dio, Поскольку не способна писать правила игры для других... Не понял. А кто Трампа к ВЛАСТИ ПРИВЕЛ, о чем уже год трындит Фашингтон??? Вы сейчас СТРАШНО, просто ОЧЕНЬ СТРАШНО обидели Короля Саудовской Аравии. 80-летний старик так старался, так старался. Месть к Вам у него будет страшная. Жаль, что Ваш пост Клинтонша не прочитает. Хоть раз за год спокойно старушка выспится. 
| 0 Алексей (Крюково), А кто Трампа к ВЛАСТИ ПРИВЕЛ, о чем уже год трындит Фашингтон??? - Это не признак сверхдержавы, способность влиять через Интернет на политику враждебного гос-ва. Пример: хакеры Сев. Кореи заразили сотни миллионов компов по всему миру опасным "вирусом", что привело к глобальным перебою в работе систем. 
| 1 Okko de Dio, что значит не способна? а как же трампнаш (тм)? 
| 5 Okko de Dio, если верить твоей терминологии и прессе сшп, выходит что РФ как раз единственная сверхдержава, которая ставит своих президентов во всякие марионеточные государства вроде той же сшп... 
| 0 Sn, - Если Россия способна дурить миллионы американцев, которые всегда скептически настроены к центральным властям, то какие возможности тогда у России внутри страны для "промывания" мозгов, население которой, при подаче журналист-пропагандистов, верит всему? 
| 0 Okko de Dio, Поставить Президента в Штаты спойлер сможет? 
| 0 liova01, - Это не более чем массированная спец операция, не более того, даже у относительно слабых государств могут быть мощные спец службы. 
| -9 Okko de Dio, - Одним из признаков свехрдержавы является наличие многочисленных союзников, чего у России нет, даже если сравнивать её с СССР, скорее страна-изгой. 
| 0 (ерж, То есть Румыния, у которой 60 союзников (коалиция США в Сирии) - сверхдержава? Садись, пять по логике. 
| 0 (ерж, сирожа, а ты не умнеешь, а даже наоборот... у исключительных, например, нет союзников, только вассалы 
| 0 (ерж, хотелось бы уточнить, что есть в вашем понимании "союзник" ? 
| 0 (ерж, А сколько союзников у Штатов сейчас? По позиции в ЮНЕСКО, например. Или по Ирану. 
| 0 (ерж, хотелось бы уточнить, что есть в вашем понимании "союзник" ? В вашем предложении уместнее было бы применить термин "сателлит" 
| 0 Okko de Dio, Только Украина может быть сверхдержавой в наших краях! А величие России пусть будет таким, как вы его обсчитали. 
| 9 Десятилетия коммунизма больше не считаются историей страданий... ++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++ Разумеется, Западу было бы приятнее, если бы мы по прежнему посыпали голову пеплом и плакали от воспоминаний. Только страдание - это имманентное свойство человека, а отсутствие страданий, или желание от них избавиться - разновидность наркомании. Люди страдают везде и при всех режимах, просто страдают по разному. А западные идеологи делают из этого демагогическую конструкцию. Раскрыть всю ветку (4 сообщений в ветке) 
| 0 trick, вообще-то Будда определял, что отсутствие страданий есть признак просветления! 
| 0 Strannik21, ну, у Будды было немножко иначе: отсутствие и страданий, и радостей, полное отсутствие чувств. 
| 2 trick, при социализме страдали лишь либеральные каннибалы и профессиональные предатели. Господа-умники пытаются представить карьеристов, властолюбцев и меркантильных особей как истиных представителей марксизма. Демрнизизуют старательно в меру собственной испорченности. Хотя это показывает, насколько терпимым и демократичным является социалисточеское общество, позволявшее подобным испорченным людишками жить и работать, несмотря что они являлись представителями враждебного мышления. Это не репрессивный либеральный режим, где всех тем или иным невписавшимся или не имеющих зубов и клыков, не находится места под солнцем. Человечество всё ещё глупо, наивно, испорчено вековым насилием, чтобы смотреть через призму общественного, а не личного эгоистического интереса. Сколько десятилетий до нравственного падения СССР исподволь внушалось истиными друзьями Запада, высмеивался альтруизм, общественный интерес, внушалось, что человек человеку волк или крыса, что если не сподличаешь ты, сподличают против тебя? 
| 0 Чтоб я так жил, для этого в Библии давно придумана такая версия: Адам был безгрешен, но, согрешив, стал обречён на страдания. И поскольку от него пошёл весь человеческий род, то все мы грешны и, след., должны страдать. И это, видимо, ничем не излечишь. Христос, якобы, искупил общечеловеческую вину своей смертью, но это не помогло. Но если всерьёз, то страдание - важная часть личного опыта, через которую человечек хоть что-то в этой жизни начинает понимать. 
| -1 Ах... третий Рим что третья нога - для людей явный перебор, а ослам все равно маловато будет... 
| 9 Старая добрая ненависть запада к православию, помноженная на русофобство и свои комплексы. В свое время предали Византию, отдав на растерзание османам. Так нет же возродилась, да еще в "варварской ужасной" России. Так еще и Запад свою веру утерял, сам от нее отказавшись, променяв на либеральный ценности, которые приводят к захвату Европы исламом, о котором толерантность запрещает говорить плохое. Чувствуют, что в тупике оказались, но признаться гордость не позволяет. Раскрыть всю ветку (3 сообщений в ветке) 
| 1 Ivandos, Они и сами пограбили конкретно перед османами... 
| 0 liova01, верно 
| 0 Ivandos, Гордыня,а не гордость. 
| 5 >> Фильм «Гибель империи» предупреждает российский народ о том, что Россию без сильной власти постигнет судьба Византийской империи. Представьте себе. Два крушения государства в 1917 и в 1991 гг. дает нам право делать именно такой вывод. Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 0 Roadstar, царя Федора туда же... Кончилось тогда все тоже прегадко. 
| 0 Окатоличенная белорусская телка бредит в немецкой газете. Русофобия так и прет. 
| 3 Россия снова должна стать мировой державой - а она ей не была когда-то? Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 3 GreyCat, это США пытается конфрантационно навязать России образ выскочки, стремящегося к мировой гегемонии. Но это совершенно надуманная конструкция. Россия просто хочет прекратить устроенный пиндосами разрушительный беспредел, чтобы заткнуть собственные просчёты Фашингтона. Скажем так0Россия — обладающая достаточной волей для проведения суверенной политики с целью препятствования нарушению междугародного права. Что до внутренних дел России, есть страны, где ситуация с правами человека гораздо хуже. Тем же США похвалиться нечем, но они ищут соринки в чужих глазах. А уж что говорить до их сукиных детей...
Показать новые комментарии (0)ЭР
anakoshyka
ЭР
Sn
Чтоб я так жил
liova01
ЭР
liova01
xopku3ma
anakoshyka
trick
electroyandex
Алексей (Крюково)
Алексей (Крюково)
Алексей (Крюково)
liova01
Алексей (Крюково)
liova01
Алексей (Крюково)
Okko de Dio
trick
xopku3ma
Алексей (Крюково)
(ерж
как-то так...
Sn
(ерж
liova01
(ерж
(ерж
diolymmyloid
как-то так...
Papa-psix
liova01
Papa-psix
liova01
trick
Strannik21
trick
Чтоб я так жил
trick
zwaan
Ivandos
liova01
Ivandos
gennadiy21
Roadstar
zwaan
olgval
GreyCat
Чтоб я так жил
в ответ(Показать комментарийСкрыть комментарий)