От встречи американского президента Джо Байдена и российского президента Владимира Путина многого не ждали. Но, как известно, небольшое достижение — тоже достижение.
Встреча Байдена и Путина свидетельствует о возвращении к миропорядку, при котором Россия играет более значительную роль, хотя основное внимание США по-прежнему намерены уделять Китаю как стратегическому вызову.
Президент Байден любит заявлять, что «Америка вернулась». Он только что завершил турне по Европе, целью которого было восстановить отношения с европейскими союзниками. В то же время поездка Байдена ясно показывает, что и Россия вернулась на международную арену.
Поэтому встреча в Женеве — это пропагандистская победа Путина, но также и свидетельство того, что при Байдене в Белом доме в мире начало происходить кое-что новое.
Победа Путина
Если вы сомневаетесь, что женевская встреча стала пропагандистской победой Путина, вам будет полезно пересмотреть пресс-конференцию с российским президентом.
Во время нее не покидало ощущение, что из-за кулис вот-вот выскочат Lex og Klatten (датская музыкальная группа — прим. перев.) и запоют «Я слишком знаменит для этого места» — Владимир Путин откровенно и сполна наслаждался вниманием мировой прессы.
А то, что американский президент неоднократно ссылался на США и Россию как на «две сверхдержавы» и «две могущественные страны», а значит, в каком-то смысле уравнивал их, и вовсе стало музыкой для ушей Москвы.
Ведь вообще-то прошло всего семь лет с тех пор, как тогдашний начальник Байдена Барак Обама снисходительно назвал Россию «региональной силой».
Это высказывание было сделано сразу после российской аннексии Крыма, но до сих пор остается примером, мягко говорят, неудачных попыток Барака Обамы «перезапустить» отношения с Россией.
Кое-что новое
Вместо перезагрузки между странами тогда сложились отношения, в которых администрация Обамы постоянно недооценивала вызовы со стороны России, а Путин регулярно обводил американского президента вокруг пальца.
После восьми лет с Обамой Белый дом провел четыре года в компании Дональда Трампа, на фоне которого даже Обама выглядел сильным, как Арнольд Шварценеггер.
Другими словами, пора бы уже случиться чему-то новому. Во всяком случае большинство американцев требуют более жесткого курса по отношению к Путину.
Однако будет слишком сильным упрощением считать, что у главы Белого дома есть только две альтернативы — жесткий курс или готовность к сотрудничеству.
В действительности речь скорее идет о внешнеполитической солянке.
Американские президенты — к какой бы партии они ни принадлежали — и российские президенты привыкли, что приходится управляться со сложными отношениями, для которых характерны конфликтующие интересы, но которые при этом позволяют найти точки соприкосновения в отдельных областях.
Так было во время холодной войны, так остается и сегодня.
Перезагрузка снова и снова
Как известно, у милого дитяти много имен.
Вне зависимости от того, как старается охарактеризовать прошедшую встречу администрация Байдена, целью ее была нормализация отношений с путинской Россией. Другими словами — перезагрузка. И действительно уже сейчас можно заводить политический будильник в ожидании, когда американская администрация начнет искать новый ритм и тон в отношениях с Россией.
То же самое касается и ритуальных партийных танцев, которые происходят сейчас в США, где оппозиция обвиняет президента в слабости и требует, чтобы он продемонстрировал россиянам «силу».
Но хотя мало кто из республиканских политиков готов это признать, я все равно считаю, что даже они стали чувствовать себя более комфортно с преемником Трампа в Белом доме, когда речь заходит об отношениях с Россией. В особенности учитывая памятную встречу Трампа и Путина в Хельсинки.
Так что, хотя и нельзя не признать, что встреча в Женеве стала пропагандистской победой Владимира Путина, с приходом Байдена в Белый дом и здесь начинается кое-что новенькое.