Как обычно, без предварительного уведомления, президентских протоколов и даже официального приема президент России Владимир Путин вызвал в Москву главу сирийского режима Башара Асада, что совпало с затишьем в провинции Дераа и визитами в российскую столицу двух высокопоставленных лиц — короля Иордании и министра иностранных дел Израиля Яира Лапида. Более того, подходит к концу шестой год российского вмешательства в Сирию, но Москва до сих пор не получила каких-либо реальных выгод от своей военной инициативы.
По словам сирийского политолога Насра аль-Юсефа, встреча Путина и Асада действительно имеет отношение к визитам короля Абдаллы и министра иностранных дел Израиля в Москву, а также ситуации в Дераа. «Все это указывает на изменения в обозримом будущем. К тому же, нам известно о создании механизма консультаций по общим вопросам после российско-американского саммита, прошедшего в Женеве около трех месяцев назад», — отметил эксперт.
Как утверждает аль-Юсеф, все это может быть рассмотрено в рамках одного файла, а визит Асада, короля Иордании и министра иностранных дел Израиля согласованы с целью продвижения вперед на основе достигнутых Байденом и Путиным договоренностей.
Журналист Таха Абдель Вахед указывает на наличие серьезной причины для вызова Асада в подобной спешке и без какого-либо предварительного объявления: "Какими бы ни были факторы, побудившие Кремль вызвать Асада, очевидно, что Путин делает это только тогда, когда происходит нечто серьезное, и он хочет обсудить это лицом к лицу с главой сирийского режима и получить от него гарантии по нужному вопросу. Россия, сражающаяся за Асада и способствовавшая перемещению миллионов сирийцев, за последние шесть лет не смогла достичь своих целей в Сирии. Она не сумела добиться признания режима международным сообществом, а также его участия в послевоенном восстановлении страны. По словам журналиста, визит Асада в Москву может быть связан с договоренностями об активизации политического процесса. "Не исключено, что это также связано с договоренностями в северо-восточных районах Сирии, например, между Сирийскими демократическими силами, режимом и оставшимися американцами по поводу сокращения их присутствия. При этом полный вывод американских сил исключается на данном этапе. По мнению Абдель Вахида, учитывая недавние события и встречу в Женеве, нельзя исключать, что Путин поставил перед Асадом ряд вопросов в качестве подготовки к упомянутой встрече. Более того, Москва во многом полагается на сирийское досье как на ключ к диалогу с Вашингтоном по всем важным проблемам двусторонних отношений.
По словам сотрудника исследовательского центра «Джусур» Ваиля Альвана, вызов Асада в Москву несет в себе послание для других стран региона, поскольку демонстрирует степень российского влияния на процесс принятия решений в Сирии. Он также свидетельствует о ряде договоренностей, охватывающих весь регион, а не только Сирию, пусть сегодня она и является центром международных процессов. Поэтому, как считает Альван, важно проинструктировать Асада и добиться от него четкого выполнения российских директив относительно дипломатических маневров в следующие несколько месяцев. На фоне изменений в американской региональной политике Москва должна оказать давление на союзников Соединенных Штатов, так как делать это напрямую очень сложно. В данном контексте визит сирийского президента и оказываемая ему поддержка связана с продолжением российских бомбардировок Идлиба. По словам эксперта, цель давления на Турцию путем маневров в Идлибе и визита Асада в ответ на поддержку сирийской оппозиции — добиться начала переговоров, в ходе которых важно получить новые выгоды или укрепить прошлые достижения.
Следующим шагом может быть ускорение поправок к конституции и децентрализация сирийского государства, посредством которой русские гарантируют себе новых союзников на этом пространстве, будь то в Эс-Сувейде или на восточном берегу Евфрата. Такой шаг будет приветствоваться в обоих регионах. Более того, сейчас российские силы движутся в направлении северного Хомса, где также ожидаются сдача оружия и возвращение институтов режима. Проблема Идлиба остается предметом переговоров с Турцией, а ход событий на сирийской арене вряд ли говорит о желании Кремля пожертвовать Асадом в обмен на улучшение отношений с Соединенные Штаты в ближайшие годы.
По словам Халифы, сегодня сирийский вопрос достиг той точки, где он становится препятствием для роста экономик соседних стран, и поэтому его урегулирование поможет стабилизировать ситуацию на Ближнем Востоке.
В целом, все наши собеседники указывают на признаки грядущих международных изменений, будь то события в Деръа или Идлибе, или политические маневры — международные визиты и переговоры, начиная со встречи между делегатами России и Америки, и заканчивая встречей, которая, как ожидается, состоится на следующей неделе между президентом Турции Реджепом Эрдоганом и президентом США Джо Байденом.