Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Россия начнет строительство авианосцев?

© РИА Новости Сергей СафроновТяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Горшков»
Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Горшков»
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Если бы руководство российского минобороны верило в потенциал отечественных судостроителей, то тогда именно им доверялось бы проектирование и строительство современных военных кораблей – это стало бы индикатором возвращения России в статус великой державы. Однако хорошо известно, что в настоящее время минобороны РФ все больше сотрудничает с иностранными компаниями при закупке передовых военных технологий.

Помимо сообщений о том, что глава ВМФ России вице-адмирал Виктор Чирков говорил о планах создания российских военно-морских баз на Кубе, Сейшелах и во Вьетнаме, в СМИ цитируют также его слова о том, что Россия намерена приступить к строительству собственных авианосцев после 2020 года.

 

Благодаря своей высокой маневренности, позволяющей быстро концентрировать значительные силы в любой точке мирового океана, отечественные авианосцы могут способствовать возрождению статуса России как великой морской державы. Нынешняя государственная программа вооружений (на период 2011-2020) предусматривает финансирование ремонта и модернизации единственного российского авианосца проекта 11435 «Адмирал Кузнецов». Даже по классификации самого российского военно-морского флота (ВМФ), это судно является «тяжелым авианесущим крейсером», а не авианосцем как таковым, потому что его воздушный компонент имеет ограниченную функциональность. Корабль часто находился в нерабочем состоянии после того, как он вошел в состав Северного флота в январе 1991 года.

 

В ноябре прошлого года руководство ВМФ России выдвинуло предложение построить две авианосные ударные группы к 2027 году. Одна будет входить в состав Северного флота (для развертывания в основном в Атлантическом океане), другая – Тихоокеанского флота, т.е. региона, который приобретает все большее значение для мировой экономики и изобилует горячими точками.

 

Руководители ВМФ рассмотрели, но, в конце концов, отвергли тот вариант, при котором Россия должна была бы и впредь полагаться лишь на традиционные надводные и подводные суда.

 

Вместо этого, российские военные стратеги одобрили так называемую «американскую модель» авианосного ударного соединения. В данном случае, в дополнение к авианосцу, ударное соединение включает в себя более десятка вспомогательных судов сопровождения, такие как крейсеры, эсминцы, фрегаты, корветы, десантные корабли, многоцелевые подводные лодки, и, возможно, ледоколы для развертывания действий в Арктике.

 

Однако, несмотря на неоднократную поддержку таких инициатив со стороны российского руководства, аналогичные планы до сих пор так и не были воплощены в реальность из-за отсутствия денежных средств и в силу ряда других причин. В июле 2008 года, тогдашний главнокомандующий ВМФ РФ адмирал Владимир Высоцкий заявил, что флот намерен создать пять или шесть авианосных групп. В том же году, президент Дмитрий Медведев также заявил, что Россия намерена строить авианосцы в рамках своей общей программы военного перевооружения. Однако позже ВМФ России отказался от этих планов, объявив, что не будет строить новый авианосец, по крайней мере – в течение следующих десяти лет.

 

Возникает вопрос, а сможет ли российская оборонная промышленность в относительно короткий срок приступить к строительству таких больших и сложных систем вооружения, как современный авианосец, и необходимые для его оснащения палубные самолеты? Россия в настоящее время не располагает большим сухим доком, необходимым для постройки авианосцев. Авианосец «Кузнецов» и его палубная авиация были созданы в Украине в 80-х годах, когда оборонная промышленность этой республики была частью интегрированного советского военно-промышленного комплекса.

 

Следует учитывать, что даже в период расцвета советского военно-промышленного комплекса, Советский Союз испытывал трудности при создании авианосных кораблей, соответствующего оборудования и самолетов, сопоставимых по своим боевым возможностям с флотами стран НАТО. Современный же российский ВПК часто сталкивается с серьезными сбоями в производстве и перерасходом средств при модернизации сложных судов, таких, например, как «Адмирал Горшков», который недавно был передан ВМС Индии после нескольких лет задержек и превышения сметы.

 

Если бы руководство российского минобороны верило в потенциал отечественных судостроителей, то тогда именно им доверялось бы проектирование и строительство современных военных кораблей – это стало бы индикатором возвращения России в статус великой державы. Однако хорошо известно, что в настоящее время минобороны РФ все больше сотрудничает с иностранными компаниями при закупке передовых военных технологий.

 

Можно вспомнить, что Россия заключила с Францией контракт на приобретение десантного корабля «Мистраль» и еще нескольких подобных судов. У ВМФ России не только отсутствует такой крупный десантный корабль, как «Мистраль», но и маловероятно, что российские судостроители смогут построить такое сложное судно без иностранного содействия. Желание ВМФ России иметь базы за рубежом понятно. Как и желание иметь собственные авианосцы. Однако для этого необходимо сначала иметь больше надежных кораблей и судостроителей.

 

Ричард Вайц – старший научный сотрудник и директор Центра военно-политического анализа в Гудзоновском институте (Hudson Institute) в Вашингтоне.