Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Крах пионерской империи

'Артек' оказался на грани банкротства

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В 2010 году 'Артеку' должно исполниться 85 лет. К такому почтенному возрасту он обрел целый ворох хронических недугов, и, чтобы справиться с ними, нужна интенсивная терапия и реабилитация. Когда в стране перестают строить детские лагеря, то начинают строить тюрьмы...

Голодовка генерального директора, перекрытие жителями Крыма симферопольской трассы, угроза банкротства - вот неполный список событий, которые пришлось пережить за последний месяц прославленному детскому лагерю 'Артек'. Корреспондент 'Часа' на месте попытался разобраться, что происходит в бывшей 'стране пионеров'.

Будь готов! 'Артек' не готов...

'Артек' в советское время был 'заповедником' счастливого детства. Самый большой и известный пионерский лагерь, попасть в который было круто для любого ребенка - случалось это по причине его выдающихся способностей или благодаря блату его родителей. Лагерь посещали гости самого высокого уровня - от глав других стран (Индира Ганди, Хо Ши Мин и др.) и космонавта Юрия Гагарина до композиторов и писателей. Здесь работали лучшие педагоги, медики и другие специалисты СССР: дети отдыхали, ходили в школу, развивали свои таланты. Ну, и конечно, обзаводились связями - от детской дружбы и первой любви до полезных контактов во взрослой жизни.

После распада СССР 'Артек' автоматически достался Украине, однако она не тянет содержание такого дорогого предприятия. В комплекс входят 10 лагерей ('Алмазный', 'Хрустальный', 'Морской', 'Лесной' и пр.), спортивные сооружения, инфраструктура. В последние годы 'Артек' медленно, но верно идет к банкротству. Слишком привлекательный объект, чтобы отдавать его детям. Еще бы - около 200 га территории, 7 километров пляжа в красивейшем месте - от горы Аю-Даг до поселка Гурзуф! Рыночная стоимость этого уголка Крыма около миллиарда долларов. Какие дети, тут все по-взрослому!..

'Артековец сегодня - артековец всегда!'

Сейчас в лагере нет ни только пионеров, но и вообще детей. Впервые за все время существования 'Артек' не открыл зимнюю смену. Причина: государство не перечислило деньги за 'бюджетные путевки'. Дело в том, что в межсезонье сюда приезжают дети за государственный счет. Коммерческие путевки (стоимостью до нескольких тысяч долларов) продают только в 'высокий сезон'. Единственные обитатели лагеря - сотрудники. Они каждый день выходят на работу - метут и без того чистые тротуары, наводят порядок в медпунктах и даже проводят творческие планерки. Люди идейные, они просто не могут иначе.

Вот, например, на рабочем месте сотрудник местного краеведческого музея Николай. Он показывает поделки из шишек и запускает нечто вроде карусели собственного изготовления. Представьте: старый-престарый бобинный магнитофон приводит в движение сложную конструкцию из нескольких десятков фигурок.

- Мама Саманты Смит (знаменитой американской девочки, написавшей письмо Горбачеву и приехавшей в 'Артек') спрашивала у меня, можно ли купить. Но я что-то не решился... - говорит Николай.

Именно эти люди с просветленными лицами делают что-то такое, что отличает 'Артек' от обычного детского пансионата. Сейчас они не получают зарплату уже третий месяц, и острая ситуация подвигла генерального директора МДЦ 'Артек' Бориса Новожилова на голодовку. Через несколько дней после ее начала у него заметно ухудшилось здоровье и он попал в больницу. Эта новость и привлекла к лагерю внимание. События стали развиваться стремительно: в один из дней несколько десятков местных жителей перекрыли симферопольскую трассу, их разгоняла милиция. В свою очередь артековцы устроили митинг, чтобы призвать правительство выполнить свои обязательства.

Надо сказать, что этот митинг хотя бы на пару часов оживил мрачную обстановку в лагере. А то когда за час ходьбы по территории не встречаешь ни одной живой души, становится не по себе. То из молочного тумана проступит огромная фигура Ленина, то наткнешься на разрушающийся символ дружбы народов - лица пионеров разъела ржавчина, так что непонятно, где негритенок, а где - китаец. Пожалуй, только один лагерь 'Морской' находится в хорошем состоянии, его удалось реконструировать. Большинство остальных не знали ремонта с 60-х. А в 'Алмазном' даже вывеска навевает тоску - видно, что многое довелось пережить...

Митинг провели на площадке для линеек. Вывесили флаги, сотрудники надели галстуки (как пионерские, только цветные), попели песни, в том числе 'Артековец сегодня - артековец всегда'. Приехало несколько местных детишек. На автобусе из Гурзуфа привезли ветеранов, к ним присоединились и неравнодушные гурзуфовцы. Собственно, многие из них хотя бы год-другой, но в лагере поработали. У некоторых стаж исчисляется 25-30 годами. События в лагере вызвали реакцию бывших воспитанников со всего бывшего СССР: в некоторых городах прошли акции солидарности, а в Москве с подачи одного известного космонавта азартно вызвались собрать не 50 миллионов гривен, которых не хватает, а 50 миллионов долларов - чтобы уже наверняка...

Судьба пионера

Что нужно 'Артеку' для нормальной жизнедеятельности? Первое, конечно, - последовательная позиция первых лиц государства. Именно противоборство украинских премьера и президента стало одним из самых сильных ударов, который подкосил лагерь. Один из депутатов Верховной рады, выступая по украинскому телевидению, утверждал, что на самом деле идет целенаправленное банкротство детской здравницы, причем в этом деле противодействуют две заинтересованные группировки: президента (ведомство которого 'не замечает' бедственного положения 'Артека') и премьера, правительство которого фактически перекрыло лагерю денежный поток. Сейчас детский центр находится в ведении так называемого ДУС (Управление делами президента), а финансирование, которое должно было выделить министерство финансов, не осуществляется.

- Ориентировочный бюджет, который позволяет 'Артеку' жить, - 100-110 миллионов гривен в год (в долларах - около 12-15 миллионов, это без реконструкции и реализации прочих проектов), - говорит заместитель генерального директора 'Артека' Сергей Капустин. - Своей коммерческой деятельностью мы зарабатываем половину необходимой суммы. Руководство лагеря потому сейчас и выступило столь категорично, потому что вторую половину, которую должно давать государство, мы не получаем. В лагере всегда был госзаказ на 50 процентов путевок, без государственной помощи он не существовал.

В идеале, уверены артековцы, лагерь не должен продавать коммерческие путевки.

- Это противоречит самой сути лагеря. Сюда должны попадать только лучшие из лучших. Ведь именно они потом становятся лидерами стран, депутатами, мировыми деятелями, - говорит руководитель пресс-центра Елена Мех. - Сейчас также существует инициатива создания опекунского международного совета, возможно, под эгидой ЮНЕСКО. И каждая страна выделяла бы определенную квоту на приезд в 'Артек' лучших своих детей.

Шум, поднявшийся вокруг лагеря, сделал свое дело - последовали громкие заявления премьера Юлии Тимошенко: на выкуп путевок выделено примерно 7,5 миллиона долларов (кстати, за счет сокращения расходов президента); еще 4,3 миллиона долларов будет передано лагерю из резервного фонда; премьер также обещала списать задолженности лагеря (в 2004 году в 'Артеке' была начата реконструкция и под это были взяты кредиты); кроме того, в месяцы неполной загрузки лагерь будет использоваться как база подготовки спортсменов к Олимпийским и Паралимпийским играм (это дополнительное финансирование - из бюджета министерства по делам молодежи и спорта).

Примечательно также, что Юлия Тимошенко решила изменить статус лагеря - передать его от ДУС в министерство по делам семьи, молодежи и спорта. Этот пункт, правда, вызвал споры, поскольку центр находится под эгидой ЮНЕСКО, эта организация также контролирует любые изменения статуса объекта. И еще один важный нюанс: премьер предлагает предоставить 'Артеку' специальный статус, который бы оградил лагерь от любых посягательств на его землю. О земле стоит сказать особо.

...А землю пионерам!

Что характерно: на сегодняшний день нет документа, который бы закреплял территорию МДЦ 'Артек' и признавался всеми действующими лицами этой истории.

- Это главная проблема: ни один объект не оформлен - нет свидетельства о праве собственности. Также нет правоустанавливающего документа на право пользования землей, - говорит глава поселкового совета Гурзуфа Виктор Рамаль.

По его словам, есть несколько государственных актов, устанавливающих границы землепользования 'Артека', 1964 года, 1997-го... Границы лагеря в них варьируются от 192 гектаров до 210, за это время менялось и руководство самоуправления Гурзуфа, и руководство детской здравницы. Однако окончательно размеры лагеря нигде не зафиксированы. Они приблизительны: плюс-минус 10 гектаров.

Понятно, что у артековцев по поводу госакта есть своя версия: они считают, что легитимный госакт есть. Но как только он попал в поселковый совет, там его уничтожили.

- Любые переговоры с мэрией Гурзуфа начнутся после того, как они восстановят государственный акт на землю 'Артека', уничтоженный ими в 2005 году. Поселковый совет должен выдать его с печатью и подписью, - говорит Сергей Капустин. - Сейчас мы бьемся, чтобы они поставили печать на уже восстановленном госакте. Мэр отказывается это сделать, так что говорить о доброй воле совета не приходится. Поселковый совет принимает решение о передаче дорог и пляжа 'Артека' в свое ведение, мотивируя это тем (верх цинизма!), что отсутствует акт на землю.

Одним словом, нынешнее руководство поселкового совета и глава 'Артека' не могут прийти к общему решению, а количество судебных процессов по этому поводу уже исчисляется сотнями.

Кроме того, на территории 'Артека' есть еще один очаг напряженности - несколько жилых домов с жильцами, около 300 семей. Именно они перекрывали симферопольскую трассу, потому что им одновременно с лагерем отключили электричество.

- Наш жилфонд - это бывший поселок Пионерский, который в 1972 году решением облисполкома был присоединен к Гурзуфу. Это три улицы - Гайдара, Ленинградская и Красных галстуков, - рассказывает местный житель Александр Александрович. - Там мало домов, но много земли, на которую никогда не ступала нога пионера. Но жителей мало, и их очень хочется депортировать.

Некоторые из этих домов были построены еще в конце XIX века, и там прожили по нескольку поколений. Кто-то из жильцов, как Александр Александрович, бывший сотрудник 'Артека', получил там квартиру. Понятно, что со временем жильцы захотели эти квартиры приватизировать. Но руководство 'Артека' считает, что это незаконно, поскольку жилье ведомственное. И поселковый совет зря подогревает надежды местного населения. В общем, это тоже повод для отдельных судебных тяжб.

В списке претензий местных также то, что 'Артек' превратился в лагерь закрытого типа, везде понаставили пропускные пункты, ограничили вход на пляжи, гостей в дом привести проблема. В свою очередь артековцы возражают: мы не можем открыть детские пляжи для всех желающих - нельзя гарантировать безопасность детей. Но понятно, что местным это не нравится, потому что они пускают летом отдыхающих. И так можно продолжать до бесконечности.

В 2010 году 'Артеку' должно исполниться 85 лет. К такому почтенному возрасту он обрел целый ворох хронических недугов, и, чтобы справиться с ними, нужна интенсивная терапия и реабилитация. Артековцы надеются, что дух этого места поможет им в этом. Как сказал профсоюзный лидер лагеря Евгений Баженов: 'А что, Украине не нужно счастливое детство?.. Когда в стране перестают строить детские лагеря, то начинают строить тюрьмы'.